ЛО-ШЭНЬ.Ло-шэнь(«духи Ло»)-в китайской мифологии духи— исцелители глаз,именуются также яньму-сы(«управители глаз»)и минму-хоу(«князья, просветляющие глаза»).Начало их культа связывают с цензором Фэн Энем(XVI в.),который попал в немилость и был сослан в Гуандун.Там он увидел,что народ страдает от бесчинств пяти братьев Ло,которые,однако,вдруг раскаялись и покончили жизнь самоубийством.Когда Фэн Энь был помилован и собрался домой,у него появилась катаракта.Однажды во сне ему явились духи пяти братьев Ло,а когда он проснулся,то почувствовал, что зрение восстановилось.Фэн построил храм в их честь,и все,кто страдал болезнью глаз,приходили туда просить исцеления.Литература:Хуан Бо-лу,Цзишо цюаньчжэнь сюйбянь(Продолжение полного собрания легенд),Шанхай,1882,с.26—27.Добавлено (31.10.11, 19:34)
---------------------------------------------
ЛУ.Лу(luu,от кит.лун через древнеуйгурск.luu)-в мифологии монгольских народов дракон,владыка водной стихии и громовержец.Гром—это рёв (скрежет зубов)Лу,а молния возникает тогда,когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост.Эти представления о громовнике соответствуют восприятию монголами грозы,описанному Рашидаддином(XIV в.):молнию вызывает якобы подобное дракону животное,падающее с неба,бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя.Иногда Лу выступает локальным и хтоническим духом;чаще,однако,в этой роли фигурирует лус (производная форма от слова «Лу»,первоначально множественное число от лу),но чёткое разграничение между этими двумя персонажами отсутствует(в некоторых традициях,в частности в южномонгольских,лус означает лишь«множество Лу»).Лусы(лусут или лусат,лусын,лусан, лосон),как правило,—духи-хозяева прежде всего водоёмов,но также и гор,урочищ и других местностей.Представления о связи между Лу и лусом (лусут) и первичности Лу отразились в монгольском предании,согласно которому первый лусут Лу-ван Луин Джалбо(от тибет. kLu dBang kLu-ji rGyal-po, перевод санскр.Нагешвара-раджа,«государь—владыка змей»)вылупился из змеиного яйца в виде Лу(дракона),но оставаться им не пожелал и был сделан богами управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов (число 77 символизирует множественность земных духов,земных слоев и областей,в отличие от числа 99,соответственно относящегося к небесной мифологии),которые, родившись от него, заселили все озёра,ручьи,колодцы и другие водоёмы.Согласно поздним версиям,Лу—лишь ездовые животные громовержца,который ездит на них летом,а зимой отдаёт их на хранение лусам;здесь нашёл отражение стойкий мифологический мотив:дракон,воплощающий грозу и дождь,зимой спит либо под землёй,либо на дне водоёмов.Связь между грозой,водоёмом,нижним миром прослеживается и в калмыцкой сказке:громовержец Лун-хан, относимый в ней к окружению властелина подземного царства Эрлика,поднимается верхом на чёрной туче из озера,которое при грозе высыхает.У ойратов северо-западной Монголии(дербетов)Лун-ханом называется дух—хозяин местности вокруг Улангома.Лусы бывают мужского и женского пола (бурят.лусут эхенер,«женщина-лусут»,то есть русалка),подобно людям,родятся,женятся,болеют,стареют,умирают.Лусы сказочно богаты.Обычно Лу не показываются человеку.Считалось,что лусы—это духи,принявшие буддизм,но«чёрные свирепые»лусы(докшин хара лусут)—духи,«не имеющие веры». По представлениям калмыков,«чёрные лусы»—это вообще силы,или духи природы.В бурятской мифологии лусы связаны исключительно с водоёмами. По поверьям западных бурят,владыкой водяных ханов(духов-хозяев—ухан хан,ухан хат)является Уха лусан(Уха лосон,Уха лубсан),седобородый старец в белых одеждах,живущий на дне моря в серебряном дворце т.Иногда лусы выступают как явно хтонические духи:они наделяются эпитетом «нижние»,подчёркивается их змееподобие.В южномонгольском шаманском призывании лусы(или их царства)связываются со слоями земли,с царством Эрлика.В монгольском эпосе лусы часто фигурируют как обитатели и хозяева нижнего(подземного, подводного)мира;по большей части они не враждебны герою, являются родственниками его матери или невесты (ср. ойрат-калмыцкое генеалогическое предание о Чоросе).Встречается и трансформированный образ луса:хтоническое чудовище,олицетворяющее хаос,источающее яд,грозящее гибелью и разрушениями;обитает в недрах земли или мирового океана.В одном из мифов Очирвани,приняв облик птицы Гаруды,вытаскивает змея Лосуна из океана,трижды оборачивает его вокруг мировой горы Сумеру,а голову придавливает к вершине камнем,оставив хвост в воде.На образы Лу и луса оказали влияние представления о лу в тибетской мифологии.Так,по некоторым южномонгольским вариантам,самый главный Лу—золотой(алтан лу;ср.бурятское поверье о царе змей по имени Алтан толь,«золотое зеркало»),за ним следует голубой Лу и белый Лу.В южномонгольском шаманском призывании голубым Лу противопоставлены«чёрные свирепые»Лу(или лусы?).Многие особенности Лу объясняются установившимся в центральноазиатском буддизме прямым соответствием между Лу и нагами,отчего«государь лу»(лу-хан,лун-хан,а также лусын-хан и лусут-хан)иногда адекватен буддийскому Нагарадже («царю змей»),обитающему,согласно ламаистской космологии,в мировом океане и,как его владыка,выступающему в качестве мирового змея.Литература:Потанин Г. Н.,Очерки северо-западной Монголии,в.4,СПБ, 1883,с.228;Беннигсен А.П.,Легенды и сказки Центральной Азии,СПБ, 1912,с.9;Банзаров Д.,Собр.соч.,М.,1955,с.63—64,266;Михайлов Г.И.,Луу и лус в произведениях героического эпоса монгольских народов,в кн.: Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР,[т.]63—Литературоведение,фольклористика и изучение памятников,М.,1963,с.75—79.
Добавлено (31.10.11, 19:46)
---------------------------------------------
ЛУНГ.Лунг,лонг,лунк,тонк,юнк-в хантыйской мифологии название духов.Обычно Лунг невидимы для человека(однако их видят животные,а также— через посредство своих зооморфных помощников—шаманы),но могут показываться в виде призраков,предметов и животных необычного вида.Имеются Лунг локальные и обитающие повсюду,добрые и злые,антропоморфные и зооморфные и др.Так,в мифах восточных ханты представлены Вонт-Лунг (лесной дух,помогающий животным спасаться от охотника,принимая их облик и приводя охотника в растерянность;он же в образе глухаря указывает заблудившимся дорогу домой),Йенк-Лунг(водяной),Ват-Лунг(дух ветра),Тохланг-ваях-Лунг(живущий на юге владыка перелётных птиц),Кул-Лунг(дух— хозяин рыб),Кул-тэттэ-Лунг(дух—создатель рыб),Сарт-Лунг(огромная щука,переворачивающая лодки);Рахам-Лунг и Кат-Лунг(духи—покровители семьи, дома),Кынь-Лунг(дух болезней),Паям-Лунг(дух голода),Вор-Лунг(дух,устанавливающий уровень воды в реках) и др.
Добавлено (31.10.11, 20:06)
---------------------------------------------
МАКАРА.Макара-в индийской мифологии есть морское чудовище Макара—химера с головой крокодила,туловищем дельфина(или акулы)и рыбьим хвостом.Макара может передвигаться и по суше—для этого у нее есть лапы(две или четыре).Макара связана в основном с божествами воды—вместе с тиминталами входит в свиту владыки подводного царства Варуны и даже считается его ездовым животным.Во II веке до нашей эры изображения этой химеры часто встречались скульптурных композициях.Огромные жители(макары)окружающих Индостан морей,они с виду напоминают гигантских рыб с головой толи слона,толи крокодила с рогами.Тело Ма́кара состоит из частей разных животных.Здесь много версий,что от кого:Голова—крокодила, слона с поднятым кверху хоботом,рыбы или водного чудовища с открытой пастью.Последний вариант более удобоварим,так как в предметах изобразительного искусства зубы животного мы можем наблюдать не только во рту,но и вдоль нижней стороны хобота(что дает основания ученым говорить о дельфиньих мотивах).При этом на нижней челюсти зачастую выделяются клыки(кабаньи),а непосредственно над верхней челюстью–слоновьи бивни.Тело—от рептилии или гигантской рыбы.Да,практически на всех доступных изображениях тело макары покрыто либо чешуей рыбьего типа,либо щитками,как у крокодила.Хвост—практически всегда рыбий,но иногда и богато расцветший,подобно корневищу лотоса,который некоторые ошибочно сравнивают с павлиньим.След лотоса более уместен."Разные части тела макары выглядят стилизованными под это растение:чаще всего это рыбий хвост,иногда распадающийся на целое«соцветие»,иногда–усы,кончик хобота,приобретающий вид характерного пучка щупалец,бахрома на лапах,грива.Подобные черты сохраняются в образе макары и за пределами Индии".Лотос не случаен,т.к.в индийской традиции лотос как символ женской жизненной силы,плодородия,тесно связанный с водой.Еще в последнее время у изготовителей всевозможный сувениров появилась тенденция заднюю половину макары упрятывать в раковину,подобную ракушке улитки.
Добавлено (01.11.11, 21:33)
---------------------------------------------
МАНГУС.Мангус-в монголькской мифологии звероподобные огромные чудовища,живущие на краю земли в труднодоступных местах.Они совершают нападения на жилища,уводя с собой людей и скот.С ними ведут борьбу различные герои,в том числе и Гесер.
Добавлено (02.11.11, 17:06)
---------------------------------------------
МАНЬЯ.Манья-в русских суевериях–призрак,нечистый дух в виде падающей звезды.Манья как и ман,-«мерещущееся»,«манящее»существо,соотносимое с нечистым духом,призраком,но имеющее в поверьях ряд специфических характеристик.В.Даль сообщает,что маньяк–«это призрак»,видение,дух»;манья –«безобразная старуха с клюкой».Она«бродит по свету,ища погубленного ею сына»<Даль,1881>Так мы можем разделить этих нечистых духов на мужские и женские.Манья и ман.Далее.На севере, северо–востоке России и в Сибири манья–призрак,чаще всего в облике старой,тщедушной женщины. (Ирк.)<Буслаев,1861>Манья может оборачиваться падающей звездой.