Но третья, трёхмерная часть Duke Nukem не стала очередным клоном Doom, она составила достойную конкуренцию вышедшему в то же время, технически более совершенному, Quake и привнесла в игровую индустрию столько нововведений и неожиданных решений, что теперь по праву может оспорить звание прародителя многих современных шутеров (например, Half-Life и Half-Life 2).
Главный герой
Дюк Нюкем (англ. Duke Nukem) — специальный агент правительства США, брутальный и насмешливый action hero, внешностью напоминающий Арнольда Шварценеггера. В целом — один из самых колоритных героев компьютерных игр. По ходу действия может шутить и даже переругиваться с игроком. Реплики из игры быстро разошлись на цитаты.
Сюжетная линия
Сюжет игры прост и незатейлив. Дюк Нюкем возвращается в Лос Анджелес после своего очередного триумфа (события Duke Nukem II), только чтобы узнать, что город штурмует ранее неизвестый враг - агрессивная инопланетная раса, прибывшая с целью похищения женщин. Дюк Нюкем берётся за оружие и начинает ураганную бойню, сметая горы пришельцев на пути к их лидерам...
Оружие
Мощная правая и левая нога. Левой ногой можно «воспользоваться» и при применении другого оружия, до этого подобного в жанре не наблюдалось. Забавен тот факт, что в ранних версиях игры можно было атаковать противника обеими ногами одновременно. Если же при применении двух ног подойти к замороженному монстру, чтобы его разбить, на экране можно увидеть сразу три ноги (в ранних версиях).
Пистолет (Pistol) — Автоматический, внешне напоминает «Glock 17».
Дробовик (Shotgun) — мощное и красивое оружие. От расстояния мощность выстрела почти не зависит, разлёт картечи ближе к реальному (в других играх это всегда было главным ограничением на использование).
Пулемёт (Chaingun) — скорострельное, но слабое оружие.
Ракетница (RPG, Rocket Propelled Grenade) — одно из самых мощных орудий, переносная ракетная установка.
Радиоуправляемая граната (Pipe Bomb) — после броска в руке Дюка появляется детонатор. Когда игрок держит в руках детонатор, можно снова нажать клавишу переключения на бомбу и тогда можно будет бросить ещё одну. После активации детонатором все брошенные гранаты взрываются.
Мины с лазерными сенсорами (Laser Trip Bomb) — мины, устанавливаются на стены и другие вертикальные поверхности. Через несколько секунд после установки выпускают сенсорный луч, пересечение которого приводит к взрыву мины. Стоит также отметить, что при конфигурировании игры можно указать — видны ли лучи всегда, никогда или только в режиме ночного видения.
«Уменьшитель» (Shrinker) — на некоторое время уменьшает врага, после чего игрок может убить его пинком (раздавить). Сам игрок также подвержен действию уменьшителя. Если в него попадает заряд, то на некоторое время игрок становится очень маленьким. При этом он не может использовать своё оружие, но перемещается так же быстро как и «большой» игрок. Как только время действия уменьшителя заканчивается, игрок снова увеличивается в размерах. Если при этом недостаточно места (например, если увеличение произойдёт в водостоке), игрок погибает. Такой приём использовался в синглплеере, когда Дюк переходил из помещения в помещение через очень маленькие проёмы.
«Увеличитель» (Expander) — постепенно увеличивает врага, разрывая его в клочья. Появился в версии 1.4.
«Замораживатель» (Freezethrower) — временно замораживает врага, после чего его можно разбить любым оружием.
Разрушитель (Devastator) — две небольшие ракетные установки, которые надеваются на руки. Обладает большой скорострельностью и разрушительной силой.
Также стоит отметить, что если игрок подойдёт к замороженному или уменьшенному врагу, Дюк самостоятельно ударит монстра ногой.
Технические детали
Графический движок игры называется Build Engine. На его основе было создано ещё несколько очень качественных игр, не уступающих Duke Nukem по популярности: Shadow Warrior, Blood, Redneck Rampage. Фраза в описании: «К созданию данной игры приложили руку создатели Duke Nukem 3D», — считалась своеобразным показателям качества.
Игровой движок давал следующие возможности: достаточно реалистичный и интерактивный трёхмерный мир, в котором стало возможным прыгать и приседать, появилась квази-возможность двигаться в трёх измерениях, появилась возможность частично взаимодействовать с игровыми предметами. Враги, в отличие от полигонального Quake, все ещё представлялись в виде плоских спрайтов. Но в Duke Nukem 3D можно было играть на 486 процессорах, в то время как Quake «тормозил» на Pentium.
Комнаты изображались с помощью технологии порталов (в отличие от BSP-дерева в Doom). Благодаря порталам, общая скорость игры зависела только от сложности пространства, окружающего игрока. И, в придачу, для отображения уровня не требовалось никаких предварительных вычислений, так что можно было видеть уровень в 3D прямо по ходу редактирования.