Двадцать четвертого августа Северная Америка и двадцать седьмого августа весь остальной мир увидели долгожданное продолжение, на мой взгляд, величайшего шедевра геймдева, да что там, черт побери, искусства - игры Mafia: The City of Lost Heaven c лаконичным названием Mafia II. О том удалось ли сиквелу удержать планку, доставшуюся от своего предшественника, в основном и пойдет речь. Однако даже если вы в свое время не прошли первую часть игры, думаю, вам все равно будет интересно прочитать данную рецензию и я хочу надеяться что после прочтения вы решите пройти обе игры.
Говоря об игре из серии Mafia нельзя не вспомнить и о серии игр GTA, которые как мне представляется, являются ближайшими конкурентами Mafia, и что уж скрывать, наверняка читая название этой рецензии, вы подумали «О, да это же про ту игрушку типа GTA»…
Да, действительно эти игры в общих чертах похожи: в обоих случаях игровой процесс является смесью шутера и автосимулятора что неизбежно приводит к чередующимся погоням и перестрелкам, в обеих сериях главный герой связывает свою карьеру с криминалом. Все это логично приводит и к мелким сходствам – схожие миссии на манер: «догнать и убить», «разобраться с плохими парнями», «ограбить корован/поезд/банк», фитчи (особенности): возможность угонять автомобили, вездесущие полицейские, реагирующие на происходящие в зоне из видимости правонарушения и готовые устроить за главным героем настоящую охоту по любому удобному поводу (так в первой Мафии достаточно было проехать на красный или немного превысить скорость).
И все же, несмотря на жанровую схожесть серии Mafia и GTA расходятся в главном:
В GTA на первое место ставиться свобода действия, что с каждой новой игрой этой серии проявляется все отчетливей. Здесь и множество фитч не имеющих отношения к основному сюжету, а то и вовсе не влияющих на игровой процесс – это возможности переодевать персонажа в самую различную одежду, добавлять свои mp3 в игру и прочее. Здесь и дополнительные миссии, не сказывающиеся на сюжете - такие как выполнение заданий скорой помощи, полиции, пожарных, такси… тысячи их! Свобода действий в GTA затрагивает и прохождение сюжета – это проявляется в возможности выбирать для прохождения одну из нескольких миссий, а также открывать новые территории, проходя сюжет. Последнее, на мой взгляд, и вовсе отодвигает сюжетную часть на второй план, вспомните, сколько времени вы бесцельно колесили на байке, летали на самолете, рассекали на моторке по просторам штата Сан-Андреас и сколько потратили на прохождение сюжета?
В отличие от GTA в Мафии сюжет имеет безоговорочный приоритет, над всеми остальными аспектами игры, отсюда и весьма ограниченная свобода действий и практически полное отсутствие второстепенных миссий, которые в первой части появлялись лишь после прохождения сюжета, но смотрелись крайне неуместно. Более того в первой части под бездельную езду по городу отводились отдельные режимы игры. То есть Мафия это своего рода рассказ, поданный в виде компьютерной игры, выстроенной вокруг сюжета, при таком подходе многие фитчи просто не нужны.
Однако со времени выхода Mafia: The City of Lost Heaven прошло много лет, за это время серия GTA успела пополниться несколькими новыми играми, каждая из которых заметно влияла на жанр, естественно это не могло не сказаться и на Mafia II.
Как я уже сказал, Mafia II почерпнула некоторые черты присущие играм серии GTA, и надо сказать разработчикам удалось доработать их так, чтобы они не бросались в глаза как что-то совершенно лишнее или чужеродное, в целом все встало на свои места. Появились авторемонтные мастерские, где можно чинить, улучшать, перекрашивать автомобили и менять номера. Для тех, кто в детстве предпочитал «бибикам» и «пистолетикам» барби, в городе Импайр бэй, где и разворачивается действие игры, существуют магазины одежды, однако тут не выйдет нарядить главного героя в какой-либо несуразный костюм – все вещи одеваются комплектом, имеют выдержанный стиль и соответствуют временному периоду охватываемому сюжетом игры (40ые-50ые). Оружие теперь тоже можно покупать в магазинах. На улицах города можно встретить палатки с хот-догами, доставленными в Импайр бей прямиком из GTA, а также забегаловки, где за символическую плату можно восстановить здоровье, отведав сэндвич, пива или, например, шаурмы. Персонажи обзавелись собственными квартирами и домами, где можно поесть вкусной, здоровой домашней пищи… в прочем это все те же сэндвичи с колой и пивом, а также послушать радио. Да, в Mafia II появилось радио, радиоприемник есть в каждой машине, а также во многих зданиях, но принимает он всего три станции: Центральное Радио Импайр, Радио Классика Импайр и Радио Дельта. Каждая станция вещает в своем стиле, время от времени прерываясь на новости.
Каждому из этих стилей соответствует репертуар одной из радиостанций.
Начало первой главы, являясь, по сути, обучением умело маскируется под эдакую Call of Duty от третьего лица, представляя сценку из второй мировой войны в Италии. В ходе боя можно заметить, что геймплей тоже существенно изменился по сравнению с первой частью, к сожалению, в сторону излишнего упрощения. Всякий раз через несколько секунд после ранения здоровье начинает быстро восстанавливаться до 75%, причем аналогичного эффекта со здоровьем противников не наблюдается. Складывается впечатление, что разработчики проводят игрока через всю игру за ручку, периодически сюсюкая и всячески опекая от злых дядечек с Томми-ганами.
Вот такая система взлома. Проще, конечно, разбить стекло, но при съемках этого скриншота ни одно стекло не пострадало.
Строго говоря, разработчики временами отступают от реалистичности в пользу спецэффектов и удобства игрока. при стрельбе из автомата ствол практически не уводит отдачей, да и носить с собой теперь можно целый арсенал, состоящий хоть из всего доступного в игре оружия, за исключением разве что MG-42, при выстреле в бензобак происходит взрыв, а поев шаурмы прямо на ваших глазах Вито восстанавливает свое здоровье!
Живительная шаурма внезапно рвет шаблоны!
Но несмотря на все эти новшества, атмосфера игры осталась на должном уровне. Во всей красе она проявляется по возвращению Вито Скалетте – нашего протагониста с войны. Как только Вито выходит из такси в военной форме и с чемоданом в руке, чтобы миновав небольшой переулок добраться до дома, из каждой подворотни, каждого окна на нас обрушивается высококонцентрированный поток городской жизни. Разговор с приветливым продавцом газет. Вито встречает старую знакомую, оказывается она уже вышла замуж. Продовольственный магазин с левой стороны переулка закрыт, а если присмотреться сквозь стекло витрины можно узнать, почему. Веселая компания собирается устроить междусобойчик, зовут кого-то, пытаясь докричаться в окно. Над головами пролетают голуби. Заглохшая снегоуборочная машина посреди дороги Лавочник заколачивает витрины своего магазина – поговорите с ним, это из-за войны. Чуть дальше пробив стекло второго этажа о землю разбивается ваза, женский голос на повышенных тонах ругает кого-то на итальянском. Злой кот в подъезде шипит, сверкает глазами, прыгает в окно и падает в мусорку.
Скандалы, интриги, расследования.
Больше такого скопления мелочей и сценок из жизни не повториться, тем не менее первое впечатление успевает сложиться.
Из серьезных минусов разрушающих атмосферу мной была замечена лишь бурная реакция коллег Вито, случись тому проехать на красный сигнал светофора, в то время как даже копы на такое нарушение закрывают глаза. А по прохождению приходит понимание, что игра выглядит, так будто ей чего-то не хватат.
Атмосфера: 9/10 Закрываю глаза на светофоры, понимая что сделано это было во благо, чтобы игроки не привыкали нарушать ПДД. И даже делаю вид, будто не заметил, что сугробы не заземлены.
Геймплей: 2/10 Это не геймплей а сплошное нарушение Омерты – предательство идеалов и фанатов первой части.
Сюжет: 8/10 В начале сюжет еле развивается, а под конец скачет галопом. Однако концовка… помимо вопроса «Это все?» оставила и не плохие впечатления.
Локализация: 5/10 Всего одна маленькая неточность перевода и… Дон Сальери шлет вам привет!
Итого: 6/10 Поиграть стоит, но до первой Мафии сиквелу все-таки далеко.
Mafia и GTA. Война семей.
Говоря об игре из серии Mafia нельзя не вспомнить и о серии игр GTA, которые как мне представляется, являются ближайшими конкурентами Mafia, и что уж скрывать, наверняка читая название этой рецензии, вы подумали «О, да это же про ту игрушку типа GTA»…
Да, действительно эти игры в общих чертах похожи: в обоих случаях игровой процесс является смесью шутера и автосимулятора что неизбежно приводит к чередующимся погоням и перестрелкам, в обеих сериях главный герой связывает свою карьеру с криминалом. Все это логично приводит и к мелким сходствам – схожие миссии на манер: «догнать и убить», «разобраться с плохими парнями», «ограбить корован/поезд/банк», фитчи (особенности): возможность угонять автомобили, вездесущие полицейские, реагирующие на происходящие в зоне из видимости правонарушения и готовые устроить за главным героем настоящую охоту по любому удобному поводу (так в первой Мафии достаточно было проехать на красный или немного превысить скорость).
И все же, несмотря на жанровую схожесть серии Mafia и GTA расходятся в главном:
В GTA на первое место ставиться свобода действия, что с каждой новой игрой этой серии проявляется все отчетливей. Здесь и множество фитч не имеющих отношения к основному сюжету, а то и вовсе не влияющих на игровой процесс – это возможности переодевать персонажа в самую различную одежду, добавлять свои mp3 в игру и прочее. Здесь и дополнительные миссии, не сказывающиеся на сюжете - такие как выполнение заданий скорой помощи, полиции, пожарных, такси… тысячи их! Свобода действий в GTA затрагивает и прохождение сюжета – это проявляется в возможности выбирать для прохождения одну из нескольких миссий, а также открывать новые территории, проходя сюжет. Последнее, на мой взгляд, и вовсе отодвигает сюжетную часть на второй план, вспомните, сколько времени вы бесцельно колесили на байке, летали на самолете, рассекали на моторке по просторам штата Сан-Андреас и сколько потратили на прохождение сюжета?
В отличие от GTA в Мафии сюжет имеет безоговорочный приоритет, над всеми остальными аспектами игры, отсюда и весьма ограниченная свобода действий и практически полное отсутствие второстепенных миссий, которые в первой части появлялись лишь после прохождения сюжета, но смотрелись крайне неуместно. Более того в первой части под бездельную езду по городу отводились отдельные режимы игры. То есть Мафия это своего рода рассказ, поданный в виде компьютерной игры, выстроенной вокруг сюжета, при таком подходе многие фитчи просто не нужны.
Однако со времени выхода Mafia: The City of Lost Heaven прошло много лет, за это время серия GTA успела пополниться несколькими новыми играми, каждая из которых заметно влияла на жанр, естественно это не могло не сказаться и на Mafia II.
Mafia и Mafia II. Кровные узы.
Как я уже сказал, Mafia II почерпнула некоторые черты присущие играм серии GTA, и надо сказать разработчикам удалось доработать их так, чтобы они не бросались в глаза как что-то совершенно лишнее или чужеродное, в целом все встало на свои места. Появились авторемонтные мастерские, где можно чинить, улучшать, перекрашивать автомобили и менять номера. Для тех, кто в детстве предпочитал «бибикам» и «пистолетикам» барби, в городе Импайр бэй, где и разворачивается действие игры, существуют магазины одежды, однако тут не выйдет нарядить главного героя в какой-либо несуразный костюм – все вещи одеваются комплектом, имеют выдержанный стиль и соответствуют временному периоду охватываемому сюжетом игры (40ые-50ые). Оружие теперь тоже можно покупать в магазинах. На улицах города можно встретить палатки с хот-догами, доставленными в Импайр бей прямиком из GTA, а также забегаловки, где за символическую плату можно восстановить здоровье, отведав сэндвич, пива или, например, шаурмы. Персонажи обзавелись собственными квартирами и домами, где можно поесть вкусной, здоровой домашней пищи… в прочем это все те же сэндвичи с колой и пивом, а также послушать радио. Да, в Mafia II появилось радио, радиоприемник есть в каждой машине, а также во многих зданиях, но принимает он всего три станции: Центральное Радио Импайр, Радио Классика Импайр и Радио Дельта. Каждая станция вещает в своем стиле, время от времени прерываясь на новости.
Каждому из этих стилей соответствует репертуар одной из радиостанций.
Геймплей и атмосфера в Mafia II.
Начало первой главы, являясь, по сути, обучением умело маскируется под эдакую Call of Duty от третьего лица, представляя сценку из второй мировой войны в Италии. В ходе боя можно заметить, что геймплей тоже существенно изменился по сравнению с первой частью, к сожалению, в сторону излишнего упрощения. Всякий раз через несколько секунд после ранения здоровье начинает быстро восстанавливаться до 75%, причем аналогичного эффекта со здоровьем противников не наблюдается. Складывается впечатление, что разработчики проводят игрока через всю игру за ручку, периодически сюсюкая и всячески опекая от злых дядечек с Томми-ганами.
Вот такая система взлома. Проще, конечно, разбить стекло, но при съемках этого скриншота ни одно стекло не пострадало.
Строго говоря, разработчики временами отступают от реалистичности в пользу спецэффектов и удобства игрока. при стрельбе из автомата ствол практически не уводит отдачей, да и носить с собой теперь можно целый арсенал, состоящий хоть из всего доступного в игре оружия, за исключением разве что MG-42, при выстреле в бензобак происходит взрыв, а поев шаурмы прямо на ваших глазах Вито восстанавливает свое здоровье!
Живительная шаурма внезапно рвет шаблоны!
Но несмотря на все эти новшества, атмосфера игры осталась на должном уровне. Во всей красе она проявляется по возвращению Вито Скалетте – нашего протагониста с войны. Как только Вито выходит из такси в военной форме и с чемоданом в руке, чтобы миновав небольшой переулок добраться до дома, из каждой подворотни, каждого окна на нас обрушивается высококонцентрированный поток городской жизни. Разговор с приветливым продавцом газет. Вито встречает старую знакомую, оказывается она уже вышла замуж. Продовольственный магазин с левой стороны переулка закрыт, а если присмотреться сквозь стекло витрины можно узнать, почему. Веселая компания собирается устроить междусобойчик, зовут кого-то, пытаясь докричаться в окно. Над головами пролетают голуби. Заглохшая снегоуборочная машина посреди дороги Лавочник заколачивает витрины своего магазина – поговорите с ним, это из-за войны. Чуть дальше пробив стекло второго этажа о землю разбивается ваза, женский голос на повышенных тонах ругает кого-то на итальянском. Злой кот в подъезде шипит, сверкает глазами, прыгает в окно и падает в мусорку.
Скандалы, интриги, расследования.
Больше такого скопления мелочей и сценок из жизни не повториться, тем не менее первое впечатление успевает сложиться.
Из серьезных минусов разрушающих атмосферу мной была замечена лишь бурная реакция коллег Вито, случись тому проехать на красный сигнал светофора, в то время как даже копы на такое нарушение закрывают глаза. А по прохождению приходит понимание, что игра выглядит, так будто ей чего-то не хватат.
Оценки.
Атмосфера: 9/10 Закрываю глаза на светофоры, понимая что сделано это было во благо, чтобы игроки не привыкали нарушать ПДД. И даже делаю вид, будто не заметил, что сугробы не заземлены.
Геймплей: 2/10 Это не геймплей а сплошное нарушение Омерты – предательство идеалов и фанатов первой части.
Сюжет: 8/10 В начале сюжет еле развивается, а под конец скачет галопом. Однако концовка… помимо вопроса «Это все?» оставила и не плохие впечатления.
Локализация: 5/10 Всего одна маленькая неточность перевода и… Дон Сальери шлет вам привет!
Итого: 6/10 Поиграть стоит, но до первой Мафии сиквелу все-таки далеко.