АНГЕЛЫ.Ангелы(в переводе слово ангел с евр. и греч.означает "вестник")-Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово "мал'ахим" (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию...Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины) <Иваницкий, 1890>. В рукописном сборнике Соловецкой библиотеки под № 889 рассказывается, что некто Авва Пахомий раз увидел — несли мертвеца, а за мертвецом по сторонам шли два ангела. Пахомий просил Бога, чтобы Он открыл ему, зачем ангелы провожали мертвеца до могилы. Бог услышал молитву Пахомия, ангелы явились Пахомию и сказали: един из нас есть среда, а другой — пяток, а провожали мертвеца за то, что он в жизни своей всегда чтил эти дни, и мы почтили его» <Сенаторский, 1883>.В христианской мифологической традиции иерархия ангельских существ, разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 или нач. 6 в.) Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу; Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:серафимы - первый;херувимы - второй;престолы- третий;господства - четвертый;силы - пятый;власти - шестой;начала - седьмой;архангелы- восьмой;ангелы - девяты.Добавлено (08.07.10, 15:11)
---------------------------------------------
АРХАНГЕЛЫ.Архангелы-слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы».Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами.Религиозная традиция насчитывает семь архангелов.Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной.Оружием Михаила служит пламенный меч.Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа.Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.Реже упоминаются четыре других архангела. Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами. О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.
Добавлено (09.07.10, 17:25)
---------------------------------------------
БОЛИ-БОШКА.Боли-бошка-дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах,пуще всего на клюкве да бруснике.В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица – скорбное.Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах.Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!).Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.
Добавлено (10.07.10, 16:25)
---------------------------------------------
АЛЭЛ.Алэл-кетская крохотная старушка, помогающая по хозяйству, берегущая добро и здоровье семьи. Изображали её кеты в виде деревянной человекоподобной куклы, с большой головой, руками, ногами, с глазами из бусинок, пуговиц или бисера, облаченной в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьей шкуры или какого-либо меха - сокуй.Алэлы непременные, обязательные спутники и, по сути древних представлений, члены каждой кетской семьи.Не может быть кетской семьи без алэлов. Алэл - женского рода. Из целого куска дерева искусно вырезано широкое лицо, руки, ноги, грудь. Обязательно старушка должна быть одета: и потому, что ей голой будет холодно, и потому, что быть голой неприлично.Как правило, их в семье бывает одна или две, а то и несколько. Эти старухи - помощницы семьи во всех делах:они охраняют жизнь и богатства семьи, помогают по дому, следят за детьми и скотиной - оленями, собаками.Очень сходны со славянскими домовыми.Часто украшают одежду алэла вышивкой бисером. Делают на лбу бисерную повязку, пропускают бисерную нить по подолу суконного халата или по голенищам унтов.Хранятся алэлы в специальном берестяном туеске в укромном месте в чуме или в доме, при перекочевках их возят с собой в санках-ящиках с домашним скарбом.По понятиям кетов, алэлы чувствуют всё, как люди. Им доступны жалость, обида, они знают горе и беды, а также и радость. Нередко их кормят, смазывают рот рыбьим жиром, оленьей кровью. Если человек не будет заботиться об алэлах, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет.
Добавлено (11.07.10, 22:32)
---------------------------------------------
АБРАКСАС.Абракас-в I — II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.Отцы церкви боролись с ересью гневными отповедями и едкими насмешками. Святой Епифаний язвительно замечал, что ересиархи пытаются «действовать на воображение неопытных ужасными именованиями варварским составлением сих наименований», — он имел в виду и звание Абраксаса. Его имя составлено из семи греческих букв (а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной). Все греческие буквы имели числовое значение; сумма значений букв, входящих в слово Абраксас, составляла число 365, соответствующее числу духов и дней в году (космогонический эквивалент «мирового времени»).Во II веке христианская церковь победила ереси, но в средние века Абраксас снова стал довольно известен: его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеко-петухозмеем ... Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия),Абраксас- верховный глава небес и эоное, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «Абраксас» семи греческих букв (1 + + 2 + 100 + 1 + 60 + 1 + 200) даёт 365-число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семёрки как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности.
Добавлено (12.07.10, 16:02)
---------------------------------------------
АСПИД.Аспид-по поверьям древних,это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска - чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая - трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.Славянские мифы.Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет.Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись - и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!В христианстве символизирует зло, яд. В Египте аспид — Призрак Солнца, власть и обладание. В Древней Греции — доброжелательная и защищающая сила.
Добавлено (13.07.10, 14:11)
---------------------------------------------
АМФИСБЕНА.Амфисбена(от др.-греч. αμφίς — с обеих сторон и др.-греч. βάινο — иду) в представлениях греков гигантская двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. В современной фауне амфисбеной названа небольшая тропическая ящерица, похожая на змею, способная передвигаться хвостом вперёд в подземных ходах.В"Фарсалии" перечисляются подлинные и вымышленные змеи, которых воины Катона встретили в африканских пустынях; там есть "парка", что "движется стоймя, как посох", и "якуло", летящая по воздуху, как стрела, и громоздкая амфисбена с двумя головами. Почти в таких же словах описывает ее Плиний, добавляя: "...словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд"."Сокровищница" Брунетто Латини - энциклопедия, рекомендованная им бывшему его ученику в седьмом кругу ада, - менее сентенциозна и более обстоятельна: "Амфисбена - это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечки". В XVII веке сэр Томас Браун, убежденный, что не бывает животного, у которого нет верха и низа, переда и зада, левой и правой стороны, отрицал существование амфисбены, у которой оба конца передние. По-гречески "амфисбена" означает "двигающаяся в двух направлениях". На Антильских островах и в некоторых регионах Америки это название дают пресмыкающемуся, в просторечии называемому "туда-сюда", "двухголовая змея" и "муравьиная мать". Говорят, что ее кормят муравьи. И еще - что если ее разрезать на две части, то они соединятся. Целебные свойства амфисбены были прославлены еще Плинием."Ящер о двух головах (по обоим концам тела размещеншенных), откуда и название, означающее по-гречески "в обе стороны", ибо амфисбена, одною пастиею зa другую уцепившись, яко колесо весьма прытко катиться может, в какую только сторону пожелает."Однако пишет Лукан (Pharsalia, ix.719): "et gravis in eminum vergens caput anphivena", что значит "и падает амфисбена, пытаясь двигаться в сторону каждой из голов"...Также известно, что она не боится холода. Причем, если верить Исидору Севильскому (Etymologies, Book 12, 4:20), амфисбена — "единсвенная из всех змей, без страха на холод выходящая"."Животное сие геральдическое есть, на гербовых щитах изображаются амфисбены как окрыленные, так и те, у коих одна из голов — в основном задняя — птичья."Встречаются и другие варианты: с парой ног, с рогами.Застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова её спит, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству античных авторов, зрение у неё неважное). Как явствует из названия, амфисбена могла двигаться в обоих направлениях — утверждали, что для этого она засовывает одну голову в рот второй и катится, как обруч. У неё светящиеся глаза, а сама она так горяча, что растапливает снег.Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию), амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний объясняет наличие второй головы амфисбены слишком большим количеством яда, который не может выйти только через одну пасть.Учёный Аполлодор (II в. до н. э.) считал, что старая кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других рептилий. В то, что с помощью кожи амфисбен можно лечить простуду, верили ещё в XVI веке. Ядовитая амфисбена издревле считалась символом зла и коварства.
Добавлено (14.07.10, 14:08)
---------------------------------------------
АЛЬ-КАРКАДАН.Аль-Каркадан-Симбад мореход посетил дальний остров,на котором,по его рассказу,"есть порода животных, которых называют аль-каркаданн:они пасутся,как пасутся коровы или буйволы в нашей стране,но тело этих зверей крупнее.Это большие звери,и у них один большой рог посредине головы,длинной в десять локтей,и на нем изображен человек.Этот рог так остер и огромен,что аль-каркаданн может,пощипывая травку, между делом насадить на него слона.И тогда",продолжал Симбад,"зверь, называемый аль-карданн,носит на своем роге слона,и жир его течет от солнечного зноя на голову аль-карданна и попадает ему в глаза,и аль-карданн слепнет.И он ложиться на берегу,и прилетает к нему птица Рухх,и уносит его в своих когтях,и несет его своим детям,и кормит их этим зверем и тем что у него на роге".
Добавлено (15.07.10, 20:56)
---------------------------------------------
АМАЛФЕЯ.Амалфея- - божественная коза, молоком которой был вскормлен маленький Зевс.После того,как наскочив на дерево,коза сломала рог,нимфы наполнили его плодами и поднесли Зевсу.Зевс сделал его "рогом изобилия" - постоянным атрибутом всех благодетельных божеств, но чаще - богини Мира Эйрене и бога богатства Плутоса.Шкура Амалфеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами.Впоследствии коза была превращена в звезду Капеллу в созвездии Волопаса.
Добавлено (16.07.10, 14:43)
---------------------------------------------
АНЬЯНА.Аньяна–(исп.),тип колдуньи.Имя предположительно происходит от Яна или Диана.Такие ведьмы принимают вид старых женщин и испытывают людей на милосердие.В истинном обличье это красивые молодые женщины,белокурые и голубоглазые,одетые в плащи из цветов и серебряных звезд.В руках у них золотая палочка,на ногах – зеленые чулки.Они оберегают зверей и живут в подземных дворцах,полных сокровищ.Прикосновение палочки превращает все в золото.Символика образа ведет свое происхождение от друидов,на глубинном уровне она также означает душу,обновленную слиянием с «жизненной силой».Палочка является эмблемой отношений,связывающих внешне независимые вещи.Зеленые чулки намекают на изначальные силы женской природы.Сокровища и богатства означают духовные силы, таящиеся в бессознательном.
Добавлено (17.07.10, 20:10)
---------------------------------------------
АЛЬБАН.Альбан–(бурят.),волшебник,чародей,колдун.По анимистическим представлениям шаманистов,альбины–группа духов,блуждающих,кочующих то с запада на восток,то с востока на запад в пору между полнолунием и новолунием.
Добавлено (19.07.10, 16:42)
---------------------------------------------
АНГИАК.Ангиак - в эскимосском фольклоре «живое мертвое дитя»-призрак ребенка.В голодные годы нередко случается,что старейшины племени берут нежеланного ребенка и оставляют его умирать от голода на снегу.До тех пор, пока племя не сменит стойбище,их будет преследовать призрак этого ребенка - то бишь ангиак.Каждую ночь он будет сосать грудь своей матери,набираясь сил, чтобы отомстить старейшинам.Единственный способ не допустить появления ангиака - это не давать ребенку имени:ведь только имя дает человеку душу.