Год: 1999
Страна: США
Бюджет: 63 млн долл
Кинокомпания: Warner Bros
Village Roadshow Pictures
«Матрица» (англ. The Matrix) — культовый фантастический фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски. Фильм впервые вышел в США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам.
Фильм описывает теорию, по которой Матрица — интерактивная компьютерная программа, симулирующая действительность для миллиардов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, а по некоторым мнениям это воплощённая идея солипсизма. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране чудес» и Айзека Азимова и романа Артура Кларка: Город и звёзды («Профессия»), гонконгских боевиков и японского аниме.
Визуальные эффекты
Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». «Bullet time» — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.
Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и тд. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.
Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.
Дизайн
«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом) и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.
Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Ghost in the Shell», только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости».
Музыка
Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.