страна США
слоган «The movie that inspired to the world to remember»
режиссер Стивен Спилберг
сценарий Роберт Родат
продюсер Йен Брюс, Бонни Кертис, Кевин Де Ла Ной, ...
оператор Януш Камински
композитор Джон Уильямс, Дьюк Эллингтон
жанр боевик, драма, военный
бюджет $70 000 000
сборы в США $216 540 909
сборы в мире $265 300 000
премьера (мир) 24 июля 1998
рейтинг MPAA рейтинг R
время 170 мин
апитан Джон Миллер получает тяжелое задание. Вместе с отрядом из восьми человек Миллер должен отправиться в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райана, три родных брата которого почти одновременно погибли на полях сражений.
Командование приняло решение демобилизовать Райана и отправить его на родину к безутешной матери. Но для того, чтобы найти и спасти солдата, крошечному отряду придется пройти через все круги ада...
По мнению многих зрителей (но есть и в корне не согласные индивиды) этот фильм - лучший фильм о второй мировой войне за всю историю кинематографа. И я, пожалуй, соглашусь с этим утверждением. 'Мастер на все руки' режиссер-гений Стивен Спилберг создал поистине великий фильм.
Данная картина несомненно рассчитана в основном на американского зрителя, ибо после просмотра может сложиться впечатление о том, что войну выиграли именно американцы, так как о русских там не слова. Но все это придирки. Американцы имеют такое же право снимать патриотичное кино об американских солдатах, как и мы о своих.
При этом, по мнению ветеранов WW2, события в фильме показаны вполне правдиво.
Чрезмерная пафосность (в речах, в показе флага США на весь экран) - вот что претит многим отечественным зрителям. Но лично я на это никогда не обращал особого внимания.
Этот фильм я принял с первого просмотра (много лет назад на видеокассете не лучшего качества) и с тех пор неоднократно смотрел. На DVD же с оригинальным звуком удалось посмотреть только теперь. В очередной раз убедился в том, что это воистину сильное кино, шедевральная военная драма!
Говоря о фильме, нельзя не упомянуть о шикарной технической стороне дела. Звук, монтаж, доселе невиданная съемка (обесцвеченная картинка и поведение камеры, создающее эффект присутствия), постановка боевых сцен - все на высочайшем уровне.
При этом сама история (разыгранная отличным актерским составом) хоть и для кого-то неправдоподобна, но каждый раз трогает меня до глубины души. В конце каждый раз хочется отдать честь капитану Миллеру вместе с пожилым Райаном.
Капитан John H.Miller, сержант Mike Horvath, рядовой Richard Reiben, рядовой Daniel Jackson, рядовой Stanley Mellish, рядовой Adrian Caparzo, рядовой-медик Irwin Wade, капрал Timothy P. Upham, рядовой James Francis Ryan - эти имена стали для меня почти родными!
P.S. Можно считать этот мой отзыв неким криком души, отзывом-капризом, потому что я совершенно ясно сознаю, что мало кому интересно читать очередное любительское мнение о всем известном фильме.
Но о содеянном не жалею.
Человечность - главное оружие
Снимая эту военную драму, прославленный режиссёр ставил перед собой явно весьма высокие и трудные по своему содержанию задачи. Он никогда не являлся участником ни в каких военных действиях, и проходил ли службу по призванию долга и своей страны, мне неизвестно. Но известно, что Стив Спилберг обладает редчайшим даром виденья и неуёмной энергией движения вперёд. И во многом, для такой напряжённой работы над этим фильмом, требовалось богатое воображение (строившееся на основе рассказов реальных событий и судеб), проникновенная чувствительность и высокие духовные порывы, составляющие сущность режиссёрских качеств Спилберга.
Чуть раньше он уже снимал на тему 2-ой Мировой войны фильм-драму 'Список Шиндлера', а ещё раньше военную комедию '1941'. Первый из них удостоился высоких похвал и наград и сделал режиссёра по-настоящему признанным деятелем кино. В этом фильме показаны более всего судьбы рядовых граждан, простых людей гибнущих в жестокой войне, страдающих и находящихся в постоянном страхе перед тиранией, беспощадием и бесчеловечности. По-моему фильм 'Пианист' в некоторой степени похож на 'Список Шиндлера'.
Однако Стивену Спилбергу представилась возможность снять фильм-действие, экшн, в создании которого он чувствует себя, как рыба в воде. При этом ему нужно было глубоко выделить внутренние переживания воевавших солдат, их взгляды на жизнь и даже философские воззрения. Продолжительностью около 2,5 часов фильм смотрится, как полуторочасовой, т.е. на одном дыхании. Самыми сильными моментами являются начало и финал фильма.
Режиссёр прибегает к сравнению жизни одного человека с жизнью сотен, тысяч и больше людей; даже само название фильма говорит за себя, и практически весь фильм между отправленными на задание солдатами идёт спор о жизни одной и жизней многих. Следует уделять значительное внимание на различные мелочи фильма, их в нём предостаточно, мистер Спилберг этим наверное и отличается, что мастерски в максимальной последовательности соединяет отдельные фрагменты в одно общее целое.
Техника операторской работы вообще на высшем уровне, большая заслуга Януша Камински. С самого начала мы видим будто глазами одного из васаживающихся на берег Нормандии солдат, а дальше всё кажется таким, как будто мы смотрим документальную хронику боёв из старого архива, но в цветном варианте. И в финале отлично показаны уличные бои, со всеми танками, пулемётами и самолётами.
Такой же похвалы стоит и музыка к фильму, а также места проведения всех съёмок, выбранные очень точно и удачно. И как мне кажется 'Спасти рядового Райна' имеет что-то общее с советскими военными патриотическими фильмами, например 'В бой идут одни старики', 'Баллада о солдате' и многие другие. Их объединяет скорее всего переживание за судьбу каждого человека, поиск смысла жизни и противостояние мировому злу. Надо отметить, что Стивен Спилберг особо выделяет человечность.
В этой военной драме задействован просто великолепный актёрский состав и каждый сумел в полной мере показать характер своего героя.
Фильм удивляет не своей глубиной и даже не своей хваленой политкоректной агиткой 'мы американцы во время второй мировой уделали всех и вся сами в одиночку'. Нет, не этим, а отменно подобранной актерской бравадой от актеришек.
Кстати эпизод борьбы между неизвестным немецким солдатом и сержантом Мелишем, действительно впечатляет я долго не мог отойти от пережитых чувств. Вообще господин Спилберг любитель пощекотать нервы зрителю но не здесь. Здесь все смотрится по правилу 'Трех П' - Постепенно, Правильно и Постоянно.
Да Стивен Спилберг сделал кино по трем П! В финале постепенный накал и мощный саспенс, правильная подборка актерского состава и подготовка оного к съемкам, и постоянное действие - все время на экране что-то происходит.
Мясорубка при высадке десанта у берегов Нормандии; Неожиданная смерть героя Вина Дизеля; Смешные диалоги по поводу соблюдения 'армейской субординации'; Тот же жестокий 'рукопашно-ножевой' поединок не на жизнь, а на смерть между двумя солдатами-врагами оказавшимися лицом к лицу без оружия; И постоянные экранные переживания героя Тома Хэнкса достойные восхищения; и т.д.
Самый классный фильм на тему Второй Мировой войны. В этом фильме нет героев-одиночек, все персонажи в нём простые люди, и они герои уже потому, что не побоялись пойти на эту войну и отдать свою жизнь за родных и близких. Потрясающие боевые сцены, эмоциональные диалоги.
Сама идея фильма очень интересна, великолепная игра актёров, отличная режиссура, замечательный саундтрек. Одним словом, фильм классный, а чего ещё ждать от фильма, над которым работали Спилберг и Хенкс.
Историческая точность и достоверность для настоящего произведения искусства не имеет абсолютно никакого значения. Примеров - великое множество. Но Спилберг - в который уже раз! - умудряется сделать великую вещь при полной исторической достоверности.
Наверное, лучший фильм и о войне, и о солдатах. Чуть-чуть пафоса, без которого справедливую войну не выиграть. И без упадничества и чрезмерной рефлексии, с которыми в войне не победить.
У меня есть два самых любимых фильма о второй мировой: отечественный 'Они сражались за Родину ', снятый по мотивам незаконченного романа Михаила Шолохова, и голливудский 'Спасти рядового Райана ', поставленный Стивеном Спилбергом. Поговорим сейчас поподробнее о втором, голливудском, хотя обсуждать фильмы, снятые на такую священную тему, по моему личному мнению, просто кощунство, поэтому постараюсь изложить лишь факты, не особо вдаваясь при этом в ненужную и даже оскорбительную в данном случае полемику...
Актёры сыграли очень хорошо. Особенно Том Хэнкс и Мэтт Дэймон, играющий того самого Райана.
Режиссёрская работа - отличная. Недаром же Спилберг получил 'Оскар ' за этот фильм как лучший режиссёр года. Сцены боёв сняты просто шокирующе-реалистично. С максимальной достоверностью, однако, конечно, не без художественного вымысла, и без излишнего пафоса показываются все ужасы той, по-настоящему самой страшной, жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. Эта была настоящая трагедия, которая навсегда останется в памяти и сердцах всех нас, дабы больше ничего подобного никогда не повторялось!
Резюмирую: это кино, который ДОЛЖЕН посмотреть каждый, чьи деды, прадеды, отцы участвовали в той ужасной войне, чтобы мы сейчас могли жить и существовать, независимо от национальности, вероисповедания или психологии!