Но обо всем по-порядку. Как сообщает нам википедия: "Николас Родни «Ник» Дрейк (англ. Nicholas Rodney «Nick» Drake; 19 июня 1948, Рангун, Бирма — 25 ноября 1974, Тануорт-ин-Арден, Англия) — английский певец и автор песен, известный своими печальными, сумрачными песнями под акустическую гитару". Так же из википедии можно узнать жанр - это фолк. Но лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть, так что включите это, прежде, чем читать дальше.
Да, Ник Дрейк - это чистый, плавный, неспешный фолк под гитару. Это раздумье и печаль. Но это и треплющаяся, согревающая душу надежда... ей насыщена гитара Ника, но в текстах она едва мелькнув, вновь ускользает:
And time has told me
Not to ask for more
Someday our ocean
Will find its shore.
Not to ask for more
Someday our ocean
Will find its shore.
И вот она остается лишь в теплых спокойных аккордах Ника, которые не дают воцариться отчаянию.
Печаль, отчаяние, аккорды и едва уловимая надежда - сама судьба Ника Дрейка невероятно схожа с его творчеством. Итак, печаль - человек, которого сейчас называют одним из самых влиятельных музыкантов последнего пятидесятилетия, жил и умер практически в полной неизвестности. Раньше его альбомы удостаивались в лучшем случае одной-двух снисходительных рецензий. Сейчас этим альбомам - уже задним числом - выставляют высшие баллы. О нем снимают документальные фильмы, пишут книги, где исследуют все - от биографии родителей до особенностей гитарного стиля. Его заметили и оценили. Тогда, когда уже ничего нельзя было изменить.
Но судьба Ника, как профессионального музыканта началась в тот момент, когда его заметил басист из известной фолковой банды FFAIRPORT CONVENTION, Эшли Хатчинс и порекомендовал продюсеру группы Джо Бойду. Долго ли, скоро ли, но благодаря Бойду, Нику удается записать свой первый, и на мой взгляд лучший, альбом - Five Leaves Left.
"Осталось пять листов" - гласила надпись на рулонах папиросной бумаги, которой пользовался Ник, предупреждая что рулон скоро закончится. Кто бы мог подумать, что эта надпись будет пророческой? Пять листов - пять лет. Если б найти художника, который бы смог нарисовать еще хотя бы один.
К несчастью, единственным художником (в широком смысле слова), чьи творения могли удержать от отчаяния был сам Ник, но когда его первый шедевр был готов (1 сентября 1969 года) - критики, в большинстве своем, не заметили его появления.
«Недостаточно разнообразен, чтобы быть развлекательным» - Написали в журнале New Musical Express.
Ни тираж Five Leaves Left, ни Bryter Layter - второго альбома, так и не были распроданы за всю жизнь Ника.
1970 - по словам Ника, именно тот год, когда все пошло не так, и без того скрытный Ник практически отгородился от мира. Дипрессия. Его хватило еще на один альбом - Pink Moon.
После того как запись была завершена, Ник доставил катушку с мастер-лентой прямо в офис Island Records. Не говоря ни слова, он просто положил её на стойку рисепшена и ушёл. Плёнка пролежала никем не замеченной почти целую неделю.
Pink Moon вышел 25 февраля 1972 года и был продан ещё меньшим количеством копий, чем любой из двух его предшественников, хотя и получил несколько лестных отзывов. В журнале Zigzag, критик Коннор МакНайт писал:
«Ник Дрейк — это артист, который никогда не притворяется. Альбом не оставляет камня на камне от теории, что музыка должна быть эскапистской. Это просто восприятие момента жизни музыкантом, и вы не сможете требовать большего».
Позже разочарованный и уверенный в том, что он никогда не сможет сочинять снова, Ник решил полностью отстраниться от музыки. Он подумывал над карьерой компьютерного программиста и даже над тем, чтобы записаться в армию.
Ник жил очень экономно, единственным источником его доходов было содержание в 20 фунтов стерлингов, присылаемое еженедельно Island Records. Некоторое время он жил так бедно, что не имел денег на покупку новых ботинок. Нередко он пропадал на несколько дней, скитаясь от одного друга к другому. Роберт Кирби так описывал типичный визит Ника:
«Он просто приходил и не говорил ни слова, садился, слушал музыку, курил, выпивал, ночевал, а через два-три дня его уже не было, он исчезал. А три месяца спустя он возвращался снова».
В феврале 1974 года Ник снова связался с Джоном Вудом, сказав, что хотел бы начать работу над четвёртым альбомом. Джо Бойд в это время был в Англии и выразил желание присутствовать на сессиях в студии. Было записано четыре песни: «Black Eyed Dog» («черноглазым псом» называл депрессию сэр Уинстон Черчилль), «Rider On The Wheel», «Hanging On A Star» и «Voice From The Mountain». И Бойд, и Вуд заметили, что игра Дрейка сильно ухудшилась.
Бойд говорил:
"От этого мурашки бежали по спине. Это было действительно страшно. Он был в такой плохой форме, что не мог петь и играть на гитаре одновременно. Мы были вынуждены записать голос без гитары, а потом наложить его. И всё за один день, мы начали днём, а закончили где-то к полуночи — и всё только из-за четырёх песен".
Надежда иссякла, спокойные аккорды сменилсь нервными (в "Tow The Line"), Нику уже нечем было бороться с отчаянием. Разве что, таблетками...
Рано утром 25 ноября 1974 года, в возрасте 26-ти лет, Ник Дрейк умер в Фар Лейсе от передозировки антидепрессанта амитриптилина.