Православная икона – одно из высочайших достижений человеческого духа. В переводе с греческого, слово «икона» означает «образ». Цель иконы – направить наше внимание, через один из священных ликов, к Первообразу – к самому Богу. Ведь икона – это знак Божьего присутствия в нас и окружающем нас мире. Это откровение, столь необходимое современному человеку.
Чудотворные иконы…
Почему икона вдруг становится чудотворной? Как доска и нанесенные на нее краски могут творить такие великие дела, слава о которых живет во многих поколениях? Все дело в том, что чудеса эти исходят не от вещественного воплощения иконы, а от сил, действующих через нее. Нашими молитвами о помощи мы пробуждаем эту чудотворную силу. Вспомните знаменитую Богоматерь Троеручницу. Сама икона стала результатом сотворенного ею чуда излечения. Любая икона станет чудотворной, поможет отвести неприятности, защитит, излечит, если к ней обращаются искренне. В этом случае важны не столько слова, сколько крепость веры и надежда. Так откликнулась на призывы о помощи в правом ратном деле Донская икона Божьей Матери, спасла от пожара Неопалимая Купина, да много еще примеров можно привести, рассказывая о творимых иконами чудесах. Но, самое главное, всегда помнить, что только крепкая вера и искренняя молитва, способны через святые лики принести в нашу жизнь чудо…
Семейные иконы…
Семейные или родовые иконы - это давняя христианская традиция. Они передавались и оберегались поколениями, как знак духовного единства семьи. Ими благословляли отправляющихся на войну солдат и новорожденных младенцев, перед ними молились о здравии родных и о семейном благополучии, совершали совместную (соборную) молитву. Чаще всего на родовых иконах можно встретить образ Богородицы с младенцем. Но так же это могут быть образа святых, покровителей какой-либо профессии, всего рода. Сегодня не часто встретишь такую семейную реликвию. Большая их часть погибла во времена революций и войн, кое-что удалось сохранить благодаря музеям. Однако в последнее время наблюдается рост интереса к родовым иконам: кто-то бережно хранит в своем доме доставшиеся от прабабушек иконы еще 17в., а кто-то заказывает новые образа для освящения нового рода. В любом случае, не может не радовать столь бережное отношение к святыням в современном мире.
Именные иконы…
Со времен крещения Руси почитаемы народом были именные иконы, т.е. изображения святых, в честь которых люди получали свои имена. Кстати, день именин почитался гораздо больше, нежели фактический день рождения. У святых покровителей просили заступничества и помощи в любых начинаниях, а образок всегда носили с собой. Интересно, что в первые годы после принятия христианства, у многих новообращенных сохранялось два имени. То есть, к имени, данному при рождении, добавлялось имя, нареченное при крещении, выбранное по святцам. Позднее «языческие» имена постепенно уходили в прошлое, а их место занимали имена православных святых. А вот в наши дни снова не редко встречаются люди, носящие два имени. Многие родители дают своим детям довольно необычные имена, которые вряд ли будут учитываться при крещении. В этом случае рекомендуется запоминать того святого, в честь которого был крещен младенец, а позднее предоставить ему самому выбирать, каким именем он предпочтет пользоваться.
Храмовые иконы…
Храмовыми считаются все иконы, помещенные на иконостас. Давайте посмотрим, из чего состоит эта одна из важнейших частей любого храма. Не смотря на различие в размерах, порядок расположения икона на иконостасе строго расписан. Будь то маленькая часовня или кафедральный собор, иконостас имеет трое врат: Царские, через которые входит Христос, северные, предназначенные для выхода проводящих богослужение, и южные – для их входа. В крупных храмах иконостас состоит из пяти рядов или чинов, в малых церквях ограничиваются тремя. Все вместе они являют собой Царствие Небесное, и каждый ярус имеет собственное значение. Самый нижний чин – местный, там располагается икона, в честь которой был освящен храм (например, в Успенском соборе – это икона Успения Пресвятой Богородицы). Как раз посередине местного чина устроены Царские Врата, на которые нанесены образы Благовещения и евангелистов. Вправо друг за другом размещены икона Спасителя, местная икона, образ архангела (южные врата), и далее другие иконы. А влево от южных дверей пишется икона Богородицы. За местным чином следует праздничный, т.е. там располагают иконы всех важнейших двенадцати праздников. Выше расположен деисусный ряд, т.е. чин, представляющий собой Богоматерь и святых, молящихся о роде человеческом, здесь же помещают и изображения архангелов. В 4 ярусе расположены иконы ветхозаветных пророков. Последний, пятый чин посвящен праотцам от Авраама до Ноя. В малых храмах иконостас, обычно, ограничивают местным, праздничным и деисусным чинами.
Информация взята из сайта ehie.ru