Эмпуса — одно из существ греческой мифологии, о которых нам, к сожалению, мало что известно. Но несмотря на немногочисленные упоминания об этом существе или существах, можно предположить, что эмпуса — персонаж довольно известный, и, скорее, всего, принадлежит к низшим демонам подземного мира, фигурируя в основном в памятниках, связанных так или иначе с народной культурой.
Если проводить параллели с другими фантастическими существами греческой мифологии, то нельзя не заметить, что эмпуса находит черты, роднящие её с ламией, а если проводить аналогии с персонажами мифологии христианской — с суккубами.
Эмпуса два раза упоминается в комедиях Аристофана. Первый раз — в комедии "Лягушки", в эпизоде, когда Дионис вместе со слугой спускается в Аид:
Второй раз мы встречаем Эмпусу у Аристофана в комедии "Законодательницы" или "Женщины в народном собрании", в эпизоде, в котором три старухи пытаются затащить к себе молодого человека, так как "женщины постановили, что если юноша желает юную девушку, то он может лечь с ней лишь после того как удовлетворит старуху; если же он откажется и пойдёт искать деву, то старуха имеет право хватать его и тащить к себе".Из этих упоминаний можно сделать вывод, что Эмпуса — это обитательница подземного мира, она умеет изменять свой облик, хотя и имеет устоявшиеся атрибуты — бронзовую ногу и пылающее лицо. Если в эпизоде из "Лягушек" Эмпуса является нам как чудовище, одно из обитателей Аида, то во втором эпизоде мы видим намёки на соблазняющие функции Эмпусы, что видно и по стандартному, по всей очевидности, умению обращаться в красивую девушку, однако во втором эпизоде, о "соблазнении" как таковом речь не идёт,— скорее эмпуса "овладевает" молодой плотью. Возможно также, что во втором эпизоде представлен простой речевой оборот.
Как мы видим, в обеих случаях, эмпуса выступает как существо устрашающее и, возможно, опасное. Само упоминание его в драматических произведениях свидетельствует о широкой распространённости знания об эмпусе, так как постановки были расчитаны на широкие массы и, соответственно, их реалии должны взывать к традиционному, распространённому, "разделяемому обществом знанию". Об этом говорит и упоминание этого существа Демосфеном в своих "Речах" (Речь XVIII.130), которые также произносились при больших скоплениях народа.
Против подобных зловредных существ широко употреблялись разнообразные охранные амулеты, драгоценные камни, которые, как считалось, обладали различными чудесными свойствами. Автор II в. н.э. Дионисий упоминает о том, что для эмпус страшна яшма: "Это море (Каспийское — прим.авт.) представляет много и другого чудесного для людей, а также производит кристалл и тёмную яшму, страшную для эмпус и других привидений." (170: c.240)
Часто упоминаемая связь эмпусы с Гекатой, а также предположения, что эмпуса — один из эпитетов этой богини происходит по-видимому не из античности, а из византийского словаря X в. "Свиды", информация которого восходит тем не менее к античным памятникам, до нас не дошедшим. В изображении "Свиды", эмпуса — демонический призрак, насылаемый Гекатой злополучным людям либо это и есть сама Геката. "Свида" также упоминает ещё два имени для эмпусы - "Ойнополь", так как она появляется из темноты, либо потому что наделена способностью менять обличье, а также "Оноскелис" (греч.: "с ослиными ногами"). Последнее имя часто считают самостоятельным демоном, встречающимся в "Завещании Соломона" — иудейском памятнике написанном на греческом (IV — I в. до н.э.). Там Оноскелис описывается как привлекательная женщина с ослиными ногами, т.е. по внешности — это не что иное, как сатир женского пола.
Образ эмпусы остаётся крайне сложным для объяснения и интерпретации, а слишком обрывочные и разнородные упоминания не дают полно осветить историю этого существа. Несомненно то, что образ этот восходит скорее всего к народной мифологии Греции и относится к разряду суеверий и народных представлений о демонических существах подземного мира. Также можно предположить, что образ эмпусы испытывал влияния функционально схожих существ, таких как ламия, мормолики и других, но в свою очередь, не передал свои оригинальные черты более поздним схожим существам.
В комментариях к роману об эмпусе сказано следующее: "одноногая ламия-оборотень, меняющая свою безобразную внешность на обольстительную; ослиной ногой наделила ее греческая мифология, ослиными ушами — фантазия Гете"