АПСАТЫ.
Апсаты-в мифологии карачаевцев и балкарцев(Авшати́)покровитель диких животных и охоты. Персонаж доисламского происхождения,родственный осетинскому Афсати,сванскому Апсати, возможно,абхазскому Ажвейпшу,адыгскому Мезитхе.Апсаты—заботливый хозяин всех диких животных,которых он пасёт,как пастух своё стадо.Он сам выделяет животных в добычу охотникам,без его соизволения никто не может сделать меткий выстрел.В честь Апсаты охотники пели особые песни,в которых благодарили его за удачную охоту. Добавлено (01.11.10, 17:41)
---------------------------------------------
АРАШ.
Араш-в абхазском нартском эпосе(и в волшебных сказках)крылатый конь,помощник героя. Обладает необыкновенной физической силой;на нём можно передвигаться не только по земле,но и под землёй,и в небесах.
Добавлено (02.11.10, 18:03)
---------------------------------------------
АРБУДА.
Арбуда(др.-инд.Arbuda)-в ведийской мифологии демон—противник Индры.Его имя семь раз отмечено в«Ригведе».Иногда он выступает вместе с Вритрой(или Ахи Будхньей).Арбуда змееподобен и зверообразен.Индра поражает его,топчет его ногой,пронзает льдиной,разбивает ему голову,выпускает его кровь.
Добавлено (03.11.10, 16:40)
---------------------------------------------
АРТАВЫЗ.
Артавыз(Артауз)-в осетинской мифологии злой дух.Согласно мифу,Артавыз был сотворён богом,чтобы принести людям добро,но стал учить их противоположному.Тогда бог(Хуцау)велел богу-громовнику Уацилле втащить Артавыз к себе.Уацилла навёл на небо тучу,ударил цепью и поднял Артавыз наверх.Здесь Артавыз был пригвождён внутрь луны и находился под охраной часовых.Чтобы он не вырвался и не сожрал людей,каждый кузнец должен был лишний раз ударить по наковальне.У осетин сохранился обычай во время лунного затмения стрелять из винтовок по луне,чтобы часовые не заснули и не упустили Артавыза.
Добавлено (04.11.10, 18:32)
---------------------------------------------
АСИЛКИ.
Асилки,осилки,велеты-в восточнославянской мифологии великаны-богатыри.Жили в древние времена;по некоторым мифам,создавали реки, воздвигали утёсы и т. п.Возгордившись своей силой,Асилки стали угрожать богу и были им уничтожены.В белорусских преданиях Асилки выкорчёвывают деревья,откидывают или разбивают камни каменным оружием.Иногда за каменной стеной,разбитой Асилками,обнаруживали похищенных змеем людей.Фольклорные мотивы,связанные с Асилки(подбрасывание в небо булавы Асилки,отчего гремит гром,победа над змеем и т. п.), позволяют считать мифы об Асилки вариантами мифа о борьбе громовержца с его противником, змеем.Название«Асилки»предположительно связано с индоевропейским корнем *ak’-,«камень, каменное небо».
Добавлено (05.11.10, 17:17)
---------------------------------------------
АФСАТИ.
Афсати(осет. Æфсати)-в осетинской мифологии владыка благородных диких животных—оленей,туров,коз и др.Согласно мифам,изображается глубоким одноглазым стариком стариком с длинной белой бородой,сидящим на вершине высокой горы Адай-Хох,где он обитал,откуда он наблюдает за своими стадами.По одному из вариантов,у него есть кровать из белых оленьих рогов,постель из медвежьей шерсти,подушки из козьего пуха.Считается,что только с позволения Афсати можно убить дичь,но для этого нужно заслужить его милость и выполнить некоторые требования и обычаи.Одним из законов,установленных Афсати было то,что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты,должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.«Афсати—владыка диких животных,в частности оленей, кабанов и горных косуль;охотники ублажают его перед выходом жертвенными хлебами,ибо удача их всецело зависит от его благоволения;однако,он требует,чтобы тот,кому на охоте оказано покровительство,щедро накормил бы затем бедняков деревни,иначе следующая вылазка в лес будет бесплодной»Поэтому,отправляясь в горы или в лес,охотники берут с собой три пирога в качестве приношения Афсати,а затем делают в его честь шашлык из мяса убитой дичи и благодарят за удачу.Афсати обладает большим чутьём,он всё видит и слышит.Чтобы скрыть от него свои намерения,охотники разговаривают на непонятном для Афсати языке.Вероятно,в результате этих поверий у осетин,как и у некоторых других кавказских народов,сложился так называемый охотничий язык,состоящий из слов,употребляемых в иносказательной форме.Афсати особенно покровительствовал оленям и кабанам.В нартском эпосе Афсати—небожитель,обладатель чудесной волшебной золотой свирели,которую он подарил отцу Ацамаза.
Добавлено (06.11.10, 16:47)
---------------------------------------------
АХТИА.
Ахтиа(авест.),Ахт(пехл.)-в иранской мифологии злой волшебник,задающий 99 запутанных и каверзных вопросов(Яшт V).В литературе на среднеперсидском языке,в книге о Явиште,сыне Фрияна,рассказывается,как Ахт грозил погубить Иран,если,никто не сумеет ответить на его вопросы.Девять тысяч жрецов стали его жертвами после первого же вопроса(«Какой рай лучше — земной или небесный?»),на который они ответили:«небесный»,и Ахт,приглашая их туда,казнил всех до одного.Лишь юный Явишт сумел одолеть Ахта;его ответ на один из вопросов Ахта(«Что имеет десять ног,три головы,шесть глаз,шесть ушей,два хвоста,три члена,две руки,три носа, четыре рога и три спины,и на нём держится весь мир?»)гласил:«Человек и два быка, пашущие землю».Убил злого волшебника,Йоишта(авест.),Явишт(ср.-перс.)-мудрый юноша из рода Фрйанов.В«Ардвисур-Яште»Йоишта при помощи Ардвисуры Анахиты,которой он принёс жертвы, разгадал 99 загадок Ахтиа,убивавшего всякого,кто не мог их разгадать.В среднеперсидской «Книге о Явиште» он ответил на 33 вопроса Ахта,пользуясь подсказкой посланца Ормузда; колдун же не смог ответить на вопросы,заданные Явиштом,и тот убил Ахта.
Добавлено (07.11.10, 16:28)
---------------------------------------------
АЧУЧ-ПАЧУЧ.
Ачуч-Пачуч,Ачоч-Мачоч-в армянской мифологии карлики,проживающие на краю света;последняя человеческая раса перед концом мира.Согласно поверьям,люди постепенно уменьшаются,достигая в конце концов размера,позволяющего им пройти через игольное ушко.
Добавлено (08.11.10, 16:42)
---------------------------------------------
АШАЦВА-ЧАПАЦВА.
ашацва-чапацва(ашацва,«творцы»,и чапацва,«делающие»)-в абхазской мифологии духи— прорицатели судьбы человека.
Добавлено (09.11.10, 21:09)
---------------------------------------------
АШЫКАЙДЫН.
Ашыкайдын-в мифологии туркмен и узбеков хорезмского оазиса покровитель певцов и музыкантов. Ашыкайдын также наделяет шаманским даром,но может и лишить человека рассудка. Возможно, образ Ашыкайдын сформировался под влиянием мифов о первом шамане и певце Коркуте. Считалось,что для обретения дара музыканта надо совершить паломничество к могиле Ашыкайдын и провести там ночь,играя на дутаре и распевая песни.Ашыкайдын должен явиться паломнику и благословить его на занятие музыкой и пением.В народной поэме«Неджеб Оглан»Ашыкайдын, благословляя своего ученика,музыканта и певца,дарит ему чудесный дутар.Ашыкайдын— один из персонажей эпоса о Гёроглы,в котором он помогает другу Гёроглы сыну кузнеца Керему жениться на богатырше Харман-Дяли,побеждавшей всех женихов в состязании в музыке и пении.Харман-Дяли терпит в конце концов поражение от спрятавшегося в могиле Ашыкайдын,который уступает Керему своё право жениться на ней.
Добавлено (10.11.10, 16:29)
---------------------------------------------
АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА.
аэндорская волшебница-по библейскому преданию,волшебница из Аэндоры,вызвавшая по просьбе Саула,первого царя израильского,тень пророка Самуила и предсказавшая Саулу поражение в войне с филистимлянами и его гибель вместе с сыновьями(1 Цар.28).
Добавлено (11.11.10, 16:45)
---------------------------------------------
БА.
Ба-в древнекитайской мифологии демон засухи,дочь Хуан-ди.В«Книге божественного и удивительного»(V—VI вв.)сказано:«На юге есть существо ростом в два-три чи(меньше метра), тело не прикрыто одеждой,глаза на макушке,передвигается быстро,как ветер,зовут его Ба.Где появится—всюду засуха и красная земля на тысячи ли.Ещё зовётся Хань-му(«матушка засухи»). Кто встретит её,бросается в отхожее место и умирает».Во время войны Хуан-ди с мятежником Чи-ю Ба помогла отцу,остановив страшный дождь,напущенный Чи-ю.Литература:Юань Кэ,Мифы древнего Китая,М.,1965,с.123—24.Б.Р.
Добавлено (12.11.10, 16:36)
---------------------------------------------
БАЙ-ХУ.
Бай-ху,Бо-ху(«белый тигр»)-в древнекитайской мифологии один из духов четырёх стран света(наряду с Цин-луном,Чжу-цяо,Сюань-у),зверь—покровитель Запада,где находится страна мёртвых.Бай-ху также называлось одно из созвездий(из семи звёзд).Появление Бай-ху устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук.Согласно легенде,Бай-ху однажды при династии Хань(III в.до н.э.—III в.н.э.)был пойман и в его честь воздвигли храм.Бай-ху часто изображали на стенах погребальных сооружений,на знамёнах, которые в походах несли позади войска(впереди несли знамя с зелёным драконом—Цин-луном).В средневековом Китае Бай-ху рисовали наряду с Цин-луном на воротах даосских храмов в функции стража.На поздних народных лубках Бай-ху выступает уже в человеческом облике.Как дух созвездия из семи звёзд Бай-ху выведен в фантастическом романе XVI в.«Фэн шэнь яньи»(«Возведение в ранг духов»)под именем Инь Чэн-сю.
Добавлено (13.11.10, 14:58)
---------------------------------------------
БАТОНЕБИ.
Батонеби(множ.ч.от батони,«господин, владыка»)-в грузинской мифологии собирательное название духов,приносящих инфекционные болезни.Известны Батонеби,приносящие корь(Цитела Батонеби),коклюш(Хвела Батонеби),оспу(Диди Батонеби)и др.Все Батонеби считаются детьми древнего грузинского божества Нана.В семье,один из членов которой болеет,готовят для угощения Батонеби сласти,ставят украшенное подарками дерево Батонеби,зажигают ореховое масло,завешивают красной тканью комнату больного,исполняют ритуальную песню-мольбу «Батонебо»(или «Иав Нана»).Слово«Батонеби»является также народным названием инфекционных болезней.
Добавлено (14.11.10, 18:30)
---------------------------------------------
БАХТ.
Бахт(«судьба»)-в армянской мифологии персонификация судьбы.Бахт в облике седобородого старца,сидящего на небе или на высокой горе,определяет судьбу каждого человека.Его предначертания фиксируются Грохом в особых книгах или на лбах людей.В народных поверьях Бахт именуют также духа счастья,посылаемого богом или судьбой отдельной семье,отдельному человеку(этого духа называют иногда Долватом,«благосостояние»).Он может иметь облик юноши или старца.У кого живёт Бахт,тому сопутствует удача,а кого он покидает,того преследует невезение.Бахт часто появляется в белой одежде в домах,в хлевах или на пастбищах,где сторожит скот.Он уходит из дома,в котором его оскорбили.Чтобы вернуть обратно или пригласить Бахт,в конце года или в начале нового года совершают особые церемонии:девушки садятся на кочерги и скачут на них,старухи выходят из дома с посохами,стучат по земле и особыми заклинаниями просят Бахт вернуться в их дом.Иногда Бахт отождествляется с духами предков.