Бестиарий - Страница 10 - Форум


Правила форума ·

Форум » Сайт » Общение » Мистика » Бестиарий ([БИБЛИОТЕКА МИСТИКА])
Бестиарий

47-кам

#136
БОСОКАНЬ.
Босокань-в венгерской мифологии ведьма;в народных поверьях Босокань—безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных(собаку,кошку,козу,лошадь,свинью). Она может вызвать засуху,наслать порчу на людей(её магии приписывают внезапные болезни и недомогания)и животных(в результате чего молоко коровы,например,оказывается смешанным с кровью или исчезает вовсе).Босокань вредят людям преимущественно ночью,время их особой активности—Иванов день(24 июня),день Луцы(13 декабря) и день святого Георгия(24 апреля), покровителя скота(на рассвете которого ведьмы голыми собирают росу,чтобы увеличить удой своей коровы).

Добавлено (22.11.10, 16:33)
---------------------------------------------
БРАНА КХАБУН.
Брана Кхабун-в мифологии кхонтхаи(сиамцев)дух—хранитель древнего государства Сукхотхай(Сукотай).Считалось,что он обитает на холме к югу от столицы.В его честь делались жертвоприношения буйвола.Кхонтхайский король Рама Кхамхэнг(Рамкамхенг)в XIII в.приказал прекратить отправление этого культа под тем предлогом,что дух плохо заботится о безопасности страны.Имя Брана Кхабун возводится к термину из языка аборигенных мон-кхмерских народов,означающему«горный хребет».Культ духа-хранителя с таким же именем,но произносимым как Камфон,ещё в XIX в.существовал в столице Лаоса Луангпрабанге.Считалось, что он обитает в скале,возвышающейся над слиянием Намьу с Меконгом.

Добавлено (23.11.10, 16:44)
---------------------------------------------
БУРТИНИНКИ.
Буртининки-в литовской мифологии колдуны.Слово bùrtininkas,«колдун»,«чародей»и т.п., связано с литов.bùrtas,«жребий»,burtai,«колдовство»,«судьба»,bùrti,«гадать»,«ворожить»и т. п.,и имеет параллели у латышей,пруссов,славян.Первоначально Буртининками называли,видимо, лишь ту разновидность колдунов,которые гадали бросанием жребия(burta/s/)—деревянной чурки со специальными нарезками.По своему виду Буртининки не отличаются от обычного человека, хотя иногда считалось,что они не стригут волос,бороды,ногтей,что у них есть хвост и человек в глазах Буртининка отражается обратным по отношению к обычному образом.Как правило,Буртининки—люди преклонного возраста,обычно крестьяне(впрочем,как Буртининки упоминаются мельники,музыканты,солдаты,нищие и даже чужеземцы—русские,латыши,немцы, венгры, цыгане).Но по своим способностям Буртининки резко отличаются от обычных людей.Буртининки становятся не от рождения,а путём обучения,приобретения опыта,передаваемого втайне;только перед самой смертью Буртининки доверяют свои знания другим(в частности,своим детям).Считается,что Буртининки обладают способностью превращаться в птиц и зверей и с целью вредительства превращать других людей в волков,реже в коз,коров,медведей(особенно во время свадьбы).Многообразны отношения Буртининки с чёртом.Они обещают чёрту свою душу,за что тот помогает Буртининки по хозяйству.Смерть Буртининки мучительна:пока не передадут своих знаний другому или пока не сделают щель в потолке,Буртининки не могут умереть.Если Буртининки попадают в церковь и священнику удаётся их перекрестить,они теряют свою колдовскую силу.Буртининки лишают людей здоровья,мучают их,делают женщин бесплодными, насылают порчу на скот и даже на природу,издеваются над людьми,морочат их,иногда довольно безобидно шутят.Вместе с тем некоторые Буртининки помогают людям:наказывают других Буртининки или раган,вредящих людям,снимают злые чары с людей и животных,изгоняют змей, мышей и других вредителей,находят пропавшие или украденные вещи,обнаруживают вора, угадывают будущее.Считается,что Буртининки могли вызывать душу умершего человека.Нередко Буртининки—чернокнижники.Они насылают порчу на людей(в частности,умеют сглазить детей), скот,растения и даже на те или иные вещи.Буртининки занимаются знахарством.Обнаруживается связь Буртининки с заговорными текстами,имеющими целью помочь или навредить(«чёрные заговоры»)человеку.По-видимому,Буртининки—результат дегенерации одного из разрядов древних балтийских жрецов-предсказателей,которые типологически могли быть близки римским авгурам или языческим славянским жрецам,которые гадали по«чертам»и«резам».Среди упоминаемых Преториусом буртонес(Burtones, ср. литов. bùrtai, «колдовство», «судьба», bùrti, «гадать», латыш.burts,burt и т.д.,рус.борть из *burtь,ср.сведения о бортевщиках как гадателях у славян),балтийских жрецов или колдунов-гадателей.Особенно часто буртонес упоминаются в связи с болезнями,однако можно думать,что их функции были очень широки и многообразны:они— толкователи знаков и знамений вообще;в ряде случаев буртонес неотделимы от вайделотов.

Мафия бессмертна!

Edgus

#137
Кумбаба (новоассирийское: Хумбаба, Humbaba; шумер., старовавил., хуррит., хетт.: Хувава)

"В шумеро-аккадской мифологии и эпосе чудовище, страж кедрового леса (в горах Ливана), приставленый богом Энлилем. В шумерском сказании о Гильгамеше и Xумбабе ("Гильгамеш и гора бессмертных") и в аккадском эпосе о Гильгамеше герои с помощью волшебства убивают Xумбабу, за что Энкиду (по аккадской версии) несёт наказание: разгневанные боги посылают ему болезнь и смерть. В шумерском сказании Xумбаба называет "гору Хуррум" своим отцом и матерью (не исключено, что название горы, как и имя самого Xумбабы, связано с воспоминаниями о первых знакомствах вавилонян с хурритами в кон.3-го тыс. до н.э.). Представлялся в виде многоногого и многорукого существа, а также окружённым магическими лучами сияния. Как дух дерева мог мыслиться в виде дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья и одновременно сучья-руки самого Xумбабы)."

"Каким был этот громный Кумбаба, охранявший вершины кедровых гор, Кумбаба вавилонского эпоса "Гильгамеш", самого древнего в мире? Григорий Бургхарт попробовал реконструировать его ("Гильгамеш", Висбаден, 1952г.), вот его слова:

"Энкиду секирой свалил один из кедров. "Кто вошел в лес и срубил кедр?" — спросил его мощный голос. Тут герои увидали, что приближается Кумбаба. У него были когти льва, тело его было покрыто твердой бронзовой чешуей, ноги у него были, как у грифа, с такими же когтями, на лбу росли турьи рога, хвост и орган размножения рода оканчивались змеиной головой..." "...голос его — ураган, уст его — пламя, его дыхание несет гибель, удар его смертелен"

47-кам

#138
БХУТЫ.
Бхуты(древнеинд.bhūta,буквально«бывший»)-в индуистской мифологии демонические существа, принадлежащие к свите Шивы,(одно из имён Шивы—Бхутешвара,«Владыка Бхуты»);иногда идентифицируются с претами,духами умерших.Бхутами,по представлению индийцев,становятся души умерших,не прошедших через похоронные обряды(не кремированные).Главой бхутов считается Шива.Бхуты обычно враждебны людям,живут на кладбищах и питаются человеческим мясом,но могут быть также хранителями деревни или дома,где они поселились.По суеверным представлениям,Бхуты—оборотни,принимающие облик свиней,лошадей,великанов,карликов и т. д.
Мафия бессмертна!

Edgus

#139
Карлики Менехуны

"Таинственный высокоразвитый народ, который, согласно многочисленным полинезийским мифам спустился с неба на "большом 3-ярусном острове Куаихелани". По легендам менехуны — безобразные существа, рост которых колеблется в пределах от 12 до 90 сантиметров; они лишь отдаленно напоминают людей. Взгляд менехуна, сосредоточенный и неподвижный, наводит ужас на окружающих. Вместе с тем, менехуны доброжелательны и нередко помогают людям. Менехуны появляются с заходом солнца: они не любят солнечного света потому, что под его действием превращаются в камень. Известная исследовательница мифов Океании приводит следующие слова полинезийцев о менехунах: "Любую работу они делают играючи, за одну ночь, и кончают до восхода солнца. Для них нет трудной работы".

Легенды, говорящие о примитивности карликов (не умеют добывать огонь, готовить на нем пищу и т.п.), позволили считать, будто менехуны являлись коренным населением Океании. В то же время все полинезийские легенды наделяют менехунов сверхъестественными чертами: например, способностью видоизменяться и переправляться через водные пространства без помощи лодок(!). Некоторые способности карликов, описанные в легендах, иначе, чем телепатическими, не назовешь. Кроме того, сказания единодушны и в другом: все они утверждают, что менехуны — народ строителей. Они возвели много сооружений, в том числе и мегалитических, что опять-таки не вяжется с мыслью о примитивности культуры карликов. Является спорным и месторасположение родины менехунов. Правда, у полинезийцев не вызывает сомнений, что карлики перешли на другие острова с острова Кауан. Но как попали они на этот остров Кауан? Легенда говорит, что некогда боги создали трехъярусный остров Куаихелани и поселили там племена карликов. Среди них были и менехуны. Правителем острова стал Канехунамоку — родственник одного из главных божеств полинезийцев. Канехунамоку являлся верховным жрецом острова Кауаи.

Вот что пишет о Куаихелани К.Луомала, знаток мифов Океании: "Куаихелани — сказочный остров, плававший по ночам в облаках или океане. Когда же менехунам нужно было перебираться для работы на другие острова, волшебный остров мягко опускался с облаков на поверхность океана и подплывал к нужному острову, куда высаживались менехуны. Если же у них не было желания оставаться в этих долинах, то сказочный остров принимал их обратно". Обращает на себя внимание схожесть внешности карликов (рост и пропорции) с НЛОнавтами, погибшими во время катастрофы в Росуэлле, а также с описаниями, данными контактерами. Упоминание о "звездных войнах" ("битвах богов") в "Младшей" и "Старшей Эдде" позволяет выдвинуть гипотезу, что они — переселенцы на Землю, изгнанные с далекой родины победителями в межпланетной схватке. А быть может они — жители погибшего Фаэтона, нашедшие прибежище на Земле, более юной по сравнению с их миром? Живут ли карлики сейчас где-то рядом с нами — в глубинах океанов, в недоступных горах или в подземном мире — решат будущие открытия. Судя по многочисленности случаев контактов, они и сейчас могут играть важную роль в нашей судьбе."

47-кам

#140
БЫНАТЫ ХИЦАУ.
Бынаты хицау-в осетинской мифологии покровитель домашнего очага,домовой.Изображается большей частью в образе старухи.Согласно мифам,он живёт в кладовой,и его могут увидеть только знахари под Новый год.Бынаты хицау может напускать болезни на членов семьи и на домашних животных.Только с его разрешения молодая приобщается к новой семье.Бынаты хицау в определённый день в году приносили в жертву барана,козу или домашнюю птицу,дабы не навлечь на себя гнева Бынаты хицау.Мясо жертвенного животного полагалось съедать только членам семьи.

Добавлено (26.11.10, 16:40)
---------------------------------------------
БЬЯТТА.
Бьятта-в мифологии бирманцев один из самых почитаемых воинских духов.Рассказывается,что во времена короля Анараттхи(Анораты,XI в.)человек по имени Бьятта получил необыкновенную силу, съев часть пламенно-чистого тела великого алхимика.По преданию,Бьятта помогал бирманцам завоевать монское государство Татхоун(Татон).Бьятта вступил в связь с феей,обитающей на горе Поупа,и опоздал поэтому с традиционным подношением цветов Анораттхе.Король тут же убил его чудесным копьём,полученным от богов.Оба сына Бьятта,отличавшиеся сверхъестественной силой,тоже были убиты королём и вместе с отцом превратились в грозных духов-натов.Анораттха перенёс место почитания Бьятта и его сыновей с горы Поупа в горы на север от Мандалая.

Мафия бессмертна!

Edgus

#141
Куй (китайск.: 夔, Kui)

В древнекитайской мифологии чудовище в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка. Куй мог свободно ходить по морю, при этом тотчас же поднимался сильный ветер и начинался ливень. Глаза куй излучали блеск, подобный свету солнца и луны. Согласно комментариям к "Повествованиям о царствах" (ок. 4 в. до н.э.), у куй одна задняя нога, лицо человека, туловище обезьяны, он умеет говорить. В некоторых памятниках указывается, что куй — одноногий дракон. Его устрашающий голос был слышен за 500 ли(китайская мера длины, равная 576 метрам )."

В книге "Шань хай цзин" ("Каталог гор и морей") о нем говорится так:

"В восточных морях есть Гора перекатывающихся волн, выступающая в море на семь тысяч ли. На ней обитают звери, похожие на коров без рогов, с голубыми телами и одной ногой. Как только они входят в воду или выходят из нее, тут же поднимается ветер и начинается дождь. Их ослепительный блеск подобен солнцу и луне, а голос — раскатам грома. Зовутся они куй. Хуан-Ди("Желтый Государь", мифический герой-император древнего Китая) поймал нескольких из них и сделал из их кожи барабаны. Когда в эти барабаны ударяли костями куй, грохот разносился на пятьсот ли и приводил в трепет всю Поднебесную."

"Куй — дух деревьев и камней, живущий в горах. Впоследствии образ чудовища Куй был соединен с Куем, который ведал музыкой при Яо и Шуне(легендарные совершенномудрые правители древнего Китая)."

Добавлено (27.11.10, 17:04)
---------------------------------------------
Тэнгу
(японск.: 天狗 — буквально "Небесная собака", Тенгу, Tengu, Ten-gu; китайск.: Тянь-хоу, Тяньгоу, Тин Коу, Tien Kou), японский гоблин, "убийца тщеславия"

В буддистских и синтаистских традициях Китая, а затем и Японии, могущественные духи гор и лесов, некий аналог европейского гоблина или лешего. Первоначально изображался как крылатая лисособака (Тяньгоу — "Небесная собака"), но довольно быстро обрёл более человеческий облик с птичьими признаками — клювом (длинным носом) и крыльями. Карасу (Karasu), разновидность тэнгу, изображался как злое подобное вороне существо с телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, размашистыми крыльями и тяжелыми когтями. В наиболее поздних источниках тэнгу "выступает с облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, с крыльями (в волшебной сказке летает с помощью взмахов чудесного веера), в одежде горного отшельника (ямабуси)", в паре гетов (традиционной японской обуви и деревяннх досочек) и в маленькой монашеской шапке.

Тэнгу приписывают экстраординарные физические способности и навыки владения холодным оружием. Они иногда служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Также благородные тэнгу выступают защитниками святых людей и храмов. Однако существуют легенды, в который тэнгу — это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить людям. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам, а также похищающие маленьких детей и драконов.

По одной версии все тэнгу живут в отдельных колониях под предводительсвом одного лидера; по другой — тэнгу является отшельником, и "любит селиться в старых деревьях с искривленными стволами. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну тэнгу, умерли. Тэнгу любит чистоту, не терпит приближения людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом или изображает треск срубленных деревьев." Кроме того тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура(Город-музей в Японии, на месте древней столицы периода 1-го сёгуната) тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы (законов буддизма). "По народным поверьям, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы" , не познавший истины священник или лжец, использующий орудия веры в своих целях.

Вера в тэнгу была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун.

Основными разновидностями тэнгу являются:

Карасу тэнгу
(Karasu Tengu, Котэнгу, Kotengu, "ворон" тэнгу, младший тэнгу)

Древняя форма тэнгу, изображаемый как злое подобное вороне существо с телом человека. Он похищал взрослых и детей, разжигал пожары и разрывал тех, кто преднамеренно повреждал лес. Иногда карасу тэнгу освобождал похищенных им людей, но такие "счастливчики", оставшись в живых, возвращались домой слабоумными.

Ямабуси тэнгу
(Yamabushi Tengu, Даитенгу, Daitengu, горный монах-отшельник тэнгу)

Тэнгу, ставший за столетия более похожим на человека внешне и взявший на себя защитную роль в делах людей. Тэнгу может превратить себя в мужчину, женщину, или ребенка, но его основной образ должен быть босым, блуждающим, пожилым отшельником, горным монахом ямабуси с чрезмерно длинным носом. И волшебный барсук тануки и лиса кицунэ, способные принять человеческий облик, в некоторых японских традициях являются проявлениями животного начала Тэнгу.

47-кам

#142
БЭЙДОУ.
Бэйдоу(«северный ковш»)-в китайской мифологии дух или группа духов Большой Медведицы,а также название самого созвездия.Духи имеют антропоморфный вид.Один из Бэйдоу повелевает дождями,Бэйдоу в целом владычествует над судьбой и смертью людей.Некий Янь по совету гадателя и физиогнома Гуань Ло,определившего,что сын Яня умрёт девятнадцатилетним, отправился искать Бэйдоу,взяв с собой вино и оленье мясо.Он встретил двух человек,игравших в облавные шашки под тутовым деревом.Янь молча поставил перед ними вино и мясо.Увлечённые игроки—это были Бэйдоу и дух Наньдоу(«южного ковша»)—принялись пить и есть и лишь потом заметили Яня.Бэйдоу решил отблагодарить его и поменял цифры в книге судеб:вместо девятнадцати лет сыну Яня суждено было прожить целых девяносто.Считалось,что после рождения людей,которым ведал Наньдоу,их судьбы попадали в руки Бэйдоу.Графическое или иероглифическое изображение Большой Медведицы в средневековом Китае имело магический смысл —отвращало злых духов.Существовало также представление о волшебном мече,цисинцзянь(«меч семи звёзд»),разрубающем нечисть;снадобье бессмертия у даосов называлось цисинсань(«порошок семи звёзд»)и т. п.В поздней народной мифологии было распространено ещё представление о Доу-му(«матушке ковша»)и её супруге Доу-фу(«батюшке ковша»).

Добавлено (28.11.10, 17:37)
---------------------------------------------
ВАМПАЛ.Вампал-в мифологии ингушей и чеченцев огромное лохматое чудовище,обладающее сверхъестественной силой:иногда у Вампала—несколько голов.Вампалы бывают как мужского,так и женского пола.В сказках Вампал—положительный персонаж,отличающийся благородством и помогающий героям в их битвах.

Мафия бессмертна!

Edgus

#143
Тануки
(Tanuki, Odanuki, Mujina), барсуки(енотовидные собаки)-оборотни

"...шастающие чуть ли не средь бела дня бесы, обретшие разум звери, и добро б привычные лисы-оборотни, а то барсуки какие-то..."

Г.Л.Олди "Мессия очищает диск"

Традиционные японские звери-оборотни. Считается, что, положив на голову листья, тануки могут превращаться в кого захотят. Способны оборачиваться как людьми, так и вещами.

Большие любители сакэ. Почитаются как ками, обеспечивающие успех в торговле. Tanuki — это енотовидная собака, распространенное дальневосточное животное, похожее на енота, но на самом деле относящееся к семейству собачьих (Nyctereutes Procyonoides), однако по устоявшейся литературной традиции слово переводится как "барсук".

Для японцев тануки — это популярные герои детских песенок, сказок и легенд, не особенно умные непоседливые создания, безуспешно пытающиеся подшутить над людьми. Однако по натуре тануки добры, отзывчивы и слишком доверчивы.

Некоторым выдающимся легендарным тануки японцы строят храмы и поклоняются, как богам. Гениталии тануки — традиционный символ удачи, они считаются площадью 8 татами — 12 кв.метров. Скульптуры тануки с огромными гениталиями и бутылкой саке в лапе часто можно встретить в Японии.

47-кам

#144
ВАНАПАГАНЫ
Ванапаганы(в переводе название этих существ означает"старые язычники")-в эстонской мифологии злобные великаны,обитающие в пещерах,на дне озера и под землей.Согласно поверьям, ванапаганы способны создавать высокие холмы и большие озера,а из раскиданных ими во все стороны камней образуются скалистые горы.Ванапаганы-искусные мастера,занимаются кузнечным ремеслом,тачают башмаки и т.д. Иногда приглашают к себе в гости людей и одаривают их угольями;если положить эти уголья в передник,они превратятся в золото.Ванапаганы строят мосты через озера и моря(душа человека,прошедшего по такому мосту,попадает к дьяволу).В сказках великаны нередко ведут себя подобно русскому черту и раз за разом остаются в дураках.Однажды богатырь по имени Тылл решил сразиться с ванапаганом, который, не подозревая этого,собирался строить очередной мост.Убегая от воина,великан уронил в Балтийское море горсть волшебного песка,и на этом месте сразу появились острова Харилайд.В эстонском народном эпосе"Калевипоэг"рассказывается,как герой Калевиноэг состязался с ванапаганом в метании камней:
"Выпал жребий великану
Начинать игру-забаву.
Камень сгреб он грубой лапой...
Раскрутил десятикратно.
Лишь тогда он бросил камень.
Вдаль метнул быстрее ветра.
А куда упал тот камень?
Он упал на побережье...
Стал метать Калевипоэг...
Из пращи метнул он камень,
Бросил вдаль быстрее ветра.
Долгий свист разрезал небо,
Тучи в небе зашумели,
Пыль взвилась,взревел волны.
Далеко унесся камень,
Близ Чудь-озера упал он,
В берег врезался с размаху".
Мафия бессмертна!

Edgus

#145
Тяньгоу (Tiangou, китайск.: 天狗 — "Небесная собака")

"В древнекитайской мифологии существо, похожее на лисицу, но с белой головой, способное отвращать всякие беды, напасти, отпугивать своим лаем разбойников. Появление Тяньгоу знаменует мир и спокойствие. В китайской астрологии Тяньгоу также одно из созвездий из семи звёзд (созвездие Пёс в созвездии Корабль), будто бы охраняющее богатство. Тяньгоу также злое божество, живущее на Луне. Тяньгоу означает ещё и особый тип звёзд, падающих с блеском и треском, которые на земле видом своим напоминают собаку. Появление такой падающей звезды будто бы предвещает войну."

"В древнекитайских мифах злое существо, живущее на Луне и похожее на лисицу с белой головой. Согласно другим преданиям, Тяньгоу — олицетворение созвездия Пса (созвездие Корабль), доброе божество, способное лаем отпугивать от людей разбойников. При описании Тяньгоу просматриваются четкие аналогии с существующими описаниями современных пришельцев с непонятными для случайного наблюдателя шлемами, живущими "на Луне" или дальше и прилетающими как и Тяньгоу конечно же "на кораблях"."

47-кам

#146
ВАНЕССЫ
Ванессы-феи,заботящиеся о лесных животных и растениях.Крошечные писклявые существа в пестрых платьицах.Они всякую тварь вовремя разбудят и спать уложат в лесу,и бутон раскроют,и жухлый лист проводят в последний путь.Ванесса побольше комара и поменьше воробья.Известно что в реальном Мире тоже водятся ванессы, только другие,простые бабочки,бесловестные и безмозглые.Стоит убить ванессу хоть и по нечаянности,сразу же из леса выйдет страшный зверь диходом и перекусит обидчика пополам. Законные мужья ванесс,агриконы,такие же маленькие и даже летать не умеют-водятся неглубоко под землей,обхаживая корни растений.

Добавлено (01.12.10, 17:51)
---------------------------------------------
ВАНФ.
Ванф-в этрусской мифологии женский демон загробного мира,олицетворение смерти.На зеркалах, фресках Ванф часто изображалась с Харуном.Постоянные атрибуты Ванфы:свиток,факел,меч,змеи, обвивающие руки,ключ.Иногда отождествляется с греческими фуриями.

Добавлено (02.12.10, 17:55)
---------------------------------------------
ВАРГ.Варги-скандинавские родичи германских вервольфов и славянских вовкулаков.Везде это слово означает одно-"волк-оборотень".Превращение человека в волка происходит ночью.Есть два мнения по поводу того как это происходит:оборотень просто надевает волчью шкуру или же начинает с большой скоростью обрастать шерстью,встает на четвереньки и претерпевает довольно мучительную трансформацию.Жертвами оборотней чаще всего становятся одинокие путники и жители домов на окраинах поселений.

Добавлено (03.12.10, 16:58)
---------------------------------------------
ВАРКЛАПЫ.
Варклапы-каменные гиганты,дальние родственники троллей."Глаза его горят синими огонечками. Ничего не боится.Из камня он рождается,камнем питается,среди камней видно и помрет,только дождаться этого трудно."Варклапы бродят по горам от начала времен и редко уходят на покой. Людей они не едят,а вот поиграть любят-как кошка с мышью.В горах ведь скучно.Только варклап не понимает,что человек против него хрупкий,и скоро заигрывает его до смерти.Любит отрывать руки и ноги.

Мафия бессмертна!

Edgus

#147
Тао-Тие
(Дзяо Дзе, китайск.: 饕餮 — "пожиратель", Taotie, The T'ao T'ieh)

"Поэты и мифоведы не знают о нем, но многие из нас хотя бы иногда видели это существо в углу капители или фриза и сразу же ощущали к нему какую-то едва заметную неприязнь. Тао-Тие — полная противоположность Собаки, сторожившей стада Гериона и имевшей одно туловище и две головы; Тао-Тие — существо еще более ужасное: имеет одну злобную голову, от которой отходят два туловища; одно — налево, второе — направо. Из шести его лап две передние служат одновременно двум его телам. Обликом Тао-Тие может быть похож на тигра, дракона и человека — "маски великана-людоеда", как выражаются историки искусства. Это неподвижное чудовище скульпторам, керамистам и гончарам представляется одухотворенным демоном симметрии. Во времена правления династии Чанг за тысячу четыреста лет до христианской эры Тао-Тие уже "участвовал" в бронзовых ригуальных сосудах. С китайского "тао-тие" переводится как "пожиратель". Изображение этого существа на сосуде символизирровало "умеренность"."

Изображение тао-тие чаще всего встречается на ритуальных сосудах. Если брать ритуальные сосуды династии Shang, то изображение тао-тие можно найти практически на любом из них. Тем не менее, значение этого символа до сих пор остается неясным. В более поздних источниках тао-тие описывается как чудовище, пожирающее людей. Поскольку изображение тао-тие почти всегда появляется на ритуальных сосудах, использовавшихся для жертвоприношений (зачастую человеческих), предполагают, что существует некоторая связь между тао-тие и смертью или же загробной жизнью. Были выдвинуты предположения, согласно которым тао-тие сторожит вход в царство мертвых или же сопровождает души умерших.

С другой стороны, учитывая, что для человеческих жертвоприношений чаще использовались пленники, тао-тие можно рассматривать, как специфического хранителя племени или народа, пожирающего исключительно врагов.

По другой существующей гипотезе предназначение тао-тие состоит в установлении связи между людьми и небесами, а не в пожирании людей.

47-кам

#148
ВЕДЬМАК.
Ведьмак(Происхождение слова идет от праславянского*vědě«я знаю»,древне-русского вѣдь «колдовство,ведовство,знание»)-знахарь;колдун;оборотень;упырь.Ведьмачка-знахарка;колдунья.«Она будет умывать, пеленами утирать,все его болезни унимать от ведьмовищу»(Смол.);«Твой тесть — ведьмак»(Курск.);«Ведьмаки это от Бога отринуты.Ведьмак кто колдует и делает вред» Смол.).Характеризуя ведьмака по материалам XIX в.,у Ведьмак Даль выделяет его способность к оборотничеству,а также особую вредоносность.Это«вовкулака,боротень;упырь,кровосос».Он «ходит после своей смерти и морит людей».«Ходить и вредить»после смерти и погребения в представлениях русских крестьян могут все«сильные»колдуны.Вероятно,и наименование «ведьмак»(как и еретик,упырь)более всего относится к«сильному»колдуну-покойнику,который губит людей,загрызая их,поедая и высасывая кровь.Ведьмак персонифицирует смерть,понимаемую как поедание человека сверхъестественным существом.Такое представление о смерти—одно из древнейших.У прирождённого Ведьмака нет волос,бороды,усов,присутствует маленький хвостик.Обученный Ведьмаком—ничем не отличается от нормального человека.Иногда упоминаются ведьмаки,которые лояльно относятся к людям: заговаривают болезни,лечат людей и животных,запрещают ведьмам делать зло,защищают людей.У Ведьмака две души:человеческая и демоническая.Украинская мифология трактует ведьмака как главу рода(клана),который имеет магические способности и идет за горизонт дорогами нави. Украинские ведьмаки владели секретами счастья и судьбы,полученными от«Морока»в награду за то,что не поддались на его искушения.Ведьмак насквозь видит всех ведьм и колдунов в округе, управляет ведьмами,которые исповедуются перед ним в том вреде,который они причинили людям.
Ночью,через отверстие под коленной чашечкой,под бедром или под копчиком,душа ведьмака может выходить из тела.Накануне Рождества и Пасхи ведьмаки собираются на перекрестках дорог,там танцуют,веселятся и любезничают друг с другом,а также летают на Лысую гору.Зачастую обладает скверным характером.Часто использует свои способности для сведения счетов с недругами.Имеет навыки вольного обращения с человеческими органами:может вынуть у человека глаза и вернуть их на место без каких-либо вредных последствий.Также может подуть в рот и вынуть все зубы.Кроме того обладает «дурным глазом»— способностью посмотреть в глаза человеку таким взглядом,что тот сейчас же заболеет и через несколько дней умрет.
Умеет управлять пчелами,разгонять тучи.Против него бессильны чары русалок.Ведьмак способен быть оборотнем:он превращается в коня,мотылька,волка и т.п.Ведьмак не теряет своей силы и после смерти:сражается на могилах с мертвецами,не пропуская их в село,и всегда побеждает.Существовало поверье,что внешний мир ведьмак видит в перевернутом виде.Как и ведьма,он летает на шабаш,предводительствуя там и вступая с ведьмами в половую связь.Живет он уединенно,никогда не женится,молчалив и нелюдим.Перед смертью ведьмак обязан передать свою силу и знания другому человеку через переданную ему вещь или особое слово.Считалось, что это может произойти помимо воли самого человека,поэтому перед смертью к ведьмаку опасались приближаться.Но и после смерти он сохраняет часть своей силы.Чтобы при этом
возобладала человеческая,а не бесовская душа(иначе бывший ведьмак станет упырем),умершему подрезали пятки или подколенные жилы,клали в гроб лицом вниз или забивали в сердце осиновый кол.Если все было сделано"правильно",люди верили,что ведьмак станет охранять свое село,не пропуская туда мертвецов и упырей.
Мафия бессмертна!

Edgus

#149
Тролли (англ.: Trolls)

I. Тролли в мифологии

Когда ты говоришь о троллях,
они наверняка стоят за дверью и подслушивают.

Старинная шведская пословица

"В старых немецких и прибалтийских мифах сильные и уродливые великаны, обитающие и хранящие свои сокровища в горах. Согласно преданиям, тролли относились к людям и к своим потенциальным врагам ётунам иногда даже крайне враждебно, однако, людей спасает только то, что многие утверждают: тролли чрезвычайно глупы."

"Нордические страшилища, живущие в темноте, активные только под землей и ночью, в лучах солнца лопаются, словно помидоры, либо превращаются в камень. Породили их Ётуны, мрачные гиганты темного Ётунгейма. Людей тролли ненавидят и нет для них лучшего лакомства, нежели человеческая плоть. К счастью, они настолько глупы, что даже деревенский простачок может уберечь свою жизнь, обманув тролля. Например, Бильбо Бэггинс (Дж.P.P.Толкиен "Хоббит") воспользовался классическим фокусом — отвлек внимание троллей и те прозевали зарю. Первый же луч солнца застал их врасплох, превратив в каменных истуканов. Еще хитроумнее поступил ученик сапожника из немецкой сказки, которого яростно рычащий тролль "прихватил" в лесу, угрожая убить либо покалечить. Сапожник изобразил на лице грозную мину, вытащил из-за пазухи творог и так сжал его в кулаке, что потекла сыворотка. "Глупый тролль! — крикнул он при этом. — Берегись! Не то раздавлю тебя, как этот камень!" Тролль опешил и малость сдрейфил, а потом пригласил ученика сапожника к себе домой, где в огромных котлах варилась похлебка, и предложил посоревноваться, кто съест больше. Принялись хлебать, но дурной тролль не заметил, что сапожник только притворяется, будто ест, а "в натуре" выливает похлебку в спрятанный под епанчой большой кожаный бурдюк. Тролль, ясное дело, вскоре уже есть не мог, а бурдюк — мог. "Сдаюсь, ты выиграл, могущественный смертный, — застонал тролль, — мне с тобой не тягаться, в меня уже не лезет ни ложки, а по тебе не видно, чтобы ты вообще ел". "Но-но, — засмеялся ученик сапожника, — не сдавайся так легко. Делай как я: разрежь себе желудок, выпусти едово, вот так, облегчись, и продолжим еду". Тут сапожник разрезал ножом бурдюк и похлебка вылилась. Потом подал нож троллю, ободряя того жестом и милой улыбкой. А глупый тролль совершил сеппуку."

Добавлено (05.12.10, 21:01)
---------------------------------------------
Тигр геральдический (tyger)

Геральдический тигр, которого называют "tyger", чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица — грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало — тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. Поэтому геральдические тигры иногда изображаются смотрящими в зеркало.

Добавлено (05.12.10, 21:02)
---------------------------------------------
Про троллей и Тао-Тие похоже уже было.

Candy

#150
Кобольды - В немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают веревки, гасят лампы на шлемах шахтеров. Что любопытно, минерал кобальт получил свое название именно от кобольдов: по слухам, он почему-то напоминают рудокопам о зловредных духах - видимо потому, что попадался часто, а ценности не имел никакой. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы. как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят - появляются перед людьми под видом коротышек в красных шапках.

Добавлено (07.12.10, 18:42)
---------------------------------------------
Баньши - "В нем было что-то странное - словно облако мрака расположилось поперек терновника, и казалось, будто видишь массивный ствол, от которого отходят короткие веточки с колючками. (Клифорд Саймак "Заповедник гоблинов").Баньши коварны и очень скрытны. Баньши были духами из народа фей, женского рода. Но мало кто видел эту "сказочную женщину". Она не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и (согласно "Демонологии и колдовству" сэра Вальтера Скотта) нагорья Шотландии. Под окнами дома, который она посетила, баньши пророчит смерть кого-то из членов семьи или очень талантливого человека. Ее появление говорит о чистоте кельтской крови этой семьи, об отсутствии каких либо примесей латинской, саксонской или датской крови. У бэнши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Порой бэнши принимает облик уродливой: старухи со спутанными черными волосами, одной- единственной: ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода. Баньши слышат так же в Уэльсе и в Британии. Ее завывание называется "кининг".

Добавлено (07.12.10, 18:42)
---------------------------------------------
Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

Добавлено (07.12.10, 18:43)
---------------------------------------------
Сатиры - в греческой мифологии демоны плодородия, входившие в свиту Диониса (бог вина, праздника ) Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с лошадиными или козлиными копытами, с лошадиными хвостами, лошадиными или козлиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Жуткие забияки, они постоянно играли на свирели, плясали, пили вино, пыталис надуть простых граждан или поспорить с ними на ценные вещи.

Добавлено (07.12.10, 18:43)
---------------------------------------------
Хобгоблин - в английском фольклоре добродушные домашние фейри, похожие своими повадками на брауни. Они редко выходят из дома. предпочитая греться у огня. Правда, они очень обидчивы, и если уж обижаются, то хозяевам
достается по первое число - молоко скисает, одежда рвется словно сама собой, чисто выметенный пол тут же вновь оказывается грязным. Один обиженный хобгоблйн утащил с собой все ключи и отказывался их
возвращать до тех пор. пока ему не испекли его любимых лепешек. Ростом они около двух футов, у них смуглая кожа, ходят они либо нагишом. либо в темных одеждах. Несмотря на свое добродушие и готовность помочь
людям, хобгоблины удостоились сомнительной чести: их нередко путали, а то и намеренно отождествляли с бесами. К примеру, у Джона Беньяна в «Пути паломника» можно найти такую фразу: «и мерзкий демон хобгоблин».

Добавлено (07.12.10, 18:43)
---------------------------------------------
"Нарисован черт, да такой страшной: черный, с рогами, хвостом и копытами"- так описан этот представитель нечисти в одной из русских сказок. Копыта его могут быть козлиными, коровьими или лошадиными - от этого нрав и зловредность дьявольского отродья не зависят. Чертей знают все славянские народы. Называли же их везде по разному, тем более что поминать черта впрямую никогда не рекомендовалось - вмиг явится! Обычно использовали прозвища-заместители, эвфемизмы: нежить, враг, лукавый, нечистый, немытик, игрец, окаянный. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах, даже в церквах, могут вселяться в человека.
Основное назначение черта - искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам. Искуситель нашептывает свои козни человеку в левое ухо, а ангел хранитель наставляет на путь истинный, шепча в правое ухо.
В брак черти в основном вступают с ведьмами; когда черт с ведьмой венчаются, устраивают они игрища, пляски и шабаши, во время которых на перекрестках дорог возникают пыльные вихри. Если в такой вихрь бросить нож - острие окрасится кровью, смерч исчезнет, а на земле можно будет разглядеть отчетливые следы копыт. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Но, в общем, не так страшен черт как, его малюют. Универсальное средство борьбы с чертом - святая вода и крестное знамение.
Постоянное место обитания черта - пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Однако черт может появиться в любом месте. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Известны две группы сюжетов о черте: первая, где черт представлен чрезвычайно опасным и почти равновеликим богу, и вторая, повествующая о глупом черте.
Первая группа сюжетов опирается на библейские представления и притчи. В них отражаются христианские мифы о происхождении черта, как то, что черт это падший первоангел.
Вторая группа сюжетов представляет жизнь чертей в комическом аспекте: черти дерутся, женятся, играют в азартные игры, спорят с мужиком и солдатом.

Добавлено (07.12.10, 18:45)
---------------------------------------------
Демон - злой дух. Само слово "демон" греческого происхождения; оно привнесено в народные поверья христианством и священными книгами ("Новый завет, Старый завет") Среди апологетов II века была распространенна теория происхождения демонов от смешения сынов Божиих, отождествляемых с ангелами, с сынами человеческими (заимствованная из иудейских апокрифических преданий); однако согласно "официально утвердившейся" точке зрения демоны - падшие ангелы.
В народных верованиях демоны видятся исключительно вредоносной силой. Будучи невидимы и недоступны наблюдению, эти духи дают себя знать, правда, не в самом действии, но в последствии его, когда например, необъяснимое, лежащее в воздухе зло повреждает древесные и полевые растения в самом их цвете... С такой же таинственностью заразы дыхание демонов и ангелов производит различные болезни духа посредством умоисступления и позорных и ужасных пожеланий.
Чрезвычайно любят воздушную стихию, но живут и в морях, и в реках, и в горах, и в оврагах.
«Они напоминали людей, но невероятно, чудовищно старых. Их тела иссохлись и скрючились. Кое-где зияли страшные дыры – там, где плоть истлела и рассыпалась в прах. Серая выцветшая кожа сморщилась и рвалась при каждом движении. Но ужасней всего были их лица. Губы исчезли, и черепа, лишенные покров, в отвратительной улыбки скалили длинные черные зубы. Кровь тонкой струйкой бежала из грязно-желтых глаз, капала с гнилых клыков на покрывающуюся все новыми трещинами кожу. Это были Бримбстонские демоны, человекоподобные существа, не живые, но и не мертвые.
Демон - "Черные крылья. Молочно белое лицо и хищно извивающиеся руки, а из перекошенной пасти сверкали
здоровенные клыки. У него были черные глаза с красными зрачками." (М.Успенский. (трилогия про Жихаря)
Демон топнув ногой может провалиться в подземелье, где они очень любят бродить. Таким свойством обладают все европейские и арабские демоны. Обожают есть человечину и пить ихор, а крылья непременно должны быть черными.

Добавлено (07.12.10, 18:46)
---------------------------------------------
Верлиока - сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре.
Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он "ростом высокий, об Одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется". Это описание
совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок.
В образе Вердиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил. Для борьбы с злодеем объединяются люди (дед), животные (селезень) и неживые предметы (желудь, веревочка).
В XX веке образ был творчески переработан, и Верлиока стал героем одноименной сказочной повести.В. Каверина. Некоторые исследователи определяют ее жанр как фэнтези, основывая свое суждение во многом именно на мифологическом происхождении образа.

Добавлено (07.12.10, 18:46)
---------------------------------------------
Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.)

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Добавлено (07.12.10, 18:47)
---------------------------------------------
Гарпии - В греческой мифологии гарпий посылали в наказание провинившимся перед богами людям. Гарпии отнимали пищу у человека всякий раз когда он садиться есть и так длиться до тех пор пока человек не умирал от голода.
На ряду с наглым отбиранием пищи гарпии распространяли страшное зловонье которое не всякий мог вынести. Гарпии были дочерьми морского божества Тавманта и океаниды Электры. Они - архаические доолимпийские божества. Число их колеблется приблизительно от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких миксантропических существ - полуженщин-полуптиц отвратительного вида. Их имена (Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно) указывают на связь со стихиями и мраком («Вихрь», «Вихревидная», «Быстроногая», «Быстрая», «Мрачная»). В мифах они представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ (греч. «похищаю»), внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Близость Гарпий к ветрам сказывается в том, что от Гарпии Подарги и Зефира родиись божественные кони Ахилла. Известна история о том, как Гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако Гарпии были изгнаны родичами Финея, сыновьями Борея - аргонавтами Зетом и Калаидом; убить Гарпий помешала героям вестница Зевса Ирида. Гарпий помещали обычно на Строфадских островах в Эгейском море, позднее - вместе с другими чудовищами в аиде

Добавлено (07.12.10, 18:47)
---------------------------------------------
Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре и средневековой демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу слово zmet - "истина" (если стереть букву z, получится met, то есть "смерть"; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем, оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе "Голем" Густав Майринк.
автор энциклопеди Александрова Анастасия
В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни». Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи — состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о «роботах» — живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота «прислужниц» Гефеста. Нот. II. XVIII 417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени),
чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ», написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель «пражского Голема» раввин Лёв (16 — нач. 17 вв).
Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема обращались многие романтики — Аринм фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К. Чапека «К. V. К.» и опере Э. д'Альбера «Голем» восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.

Добавлено (07.12.10, 18:48)
---------------------------------------------
Виверн -Это существо считается "родственником" дракона,но у него всего две ноги.
вместо передней — нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.

Добавлено (07.12.10, 18:48)
---------------------------------------------
Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны...
Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши — изобретение только Брема Стокера - автора известного всем "Дракулы". До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!)
Трансильвания — земля, где то и дело полыхали кровопролитные войны и знать возводила на пологих склонах Карпат свои мрачные замки, — всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горные местности населяли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру как птица или любое другое животное. В «Дракуле» Б.Стокер наглядно описывает такую ситуацию: «Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота».
Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансильванских крестьян, целиком зависящих от урожаев со своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, с быстротой курьерского поезда распространялись по округе и опустошали целые города и провинции. Эти страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.
Беспомощные перед лицом эпидемий, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена.
Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. И конечно же приходили к выводу, что обнаружен очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.
Считалось, что полнокровный человек может быстрее оказаться жертвой вампира и сам стать таковым, ибо укус влечет за собой превращение в оборотня (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фольклоре сохранились предания, что некоторые люди проявляли большую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил на дне общества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в возвращении на божий свет из могилы. Еще подозревали рыжих, родившихся в «сорочке» младенцев, появившихся на свет на рождество и вообще всех родившихся при необычных обстоятельствах или с теми или иными физическими изъянами, например с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей. В Греции, где люди в основном темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считаются вампирами. Первыми кандидатами на возрождение в качестве кровососов были самоубийцы, так как их отлучила от себя церковь.
Греческая ортодоксальная церковь распространяла поверье, что тело того, кто отлучен от церкви, не разлагается после смерти до тех пор, пока ему не будет даровано отпущение грехов (в противовес римской католической церкви, чья доктрина утверждала, что не подвержены гниению только освященные тела).
Вера греков в вампиров — их называли вриколкас — была так сильна, что в XIX веке тела усопших выкапывали через три года, чтобы удостовериться, что они обратились в прах. Греки верили, что вриколкас на самом деле - не духи умерших, а дьявольские духи, поселяющиеся в теле, когда душа отлетает от него.
Традиционная вера в вриколкас настолько сильна, в частности, на острове Санторин, где вулканическая пыль сохраняет тела не тронутыми тлением, что у греков возникла даже поговорка «послать вампира на Санторин.»
Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она не позволяла будто бы войти через рот злым духам. А в XIX веке греки сходным образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляя к устам умершего восковой крест.
Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца — специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались риску превратиться в стригоев, то есть в вампиров. Финны, например, связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле.
Иногда с вампирами пытались бороться поистине детскими способами. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника, последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса, — вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. Зерна проса, по преданию, также должны были отвлечь внимание восставшего из гроба вампира: он бросится собирать их возле могилы и забудет о том, кого он наметил себе в жертву.
Хотя считалось, что дыхание вампира зловонно, принято было думать, что сами они не выносят сильных запахов, например чесночного, и в могилы часто клали головки чеснока, вешали вязки его на шеи умерших.
И, как прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, которые вешали на дверях и воротах, для того чтобы не могли проникнуть в дом бессмертные души. Люди спали, положив под подушки острые предметы, доходило даже до того, что, боясь ночных визитов, раскладывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали себе на грудь.
Если по какой-либо причине трупы были неверно похоронены или амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных — тех, кто, преодолев барьер смерти, вернулся назад, - и убивали их. В некоторых культах сохранялась стойкая вера в том, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры обычно подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник.
В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгуммировали многие трупы и обследовали их на предмет принадлежности покойников к вампирам — по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства уничтожения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание, а то и сочетание всех трех способов. Встранах Восточной Европы в старину вскрывали могилу подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело колом, а потом все поджигали. Часто от трупа отделяли голову, используя для этого лопату могильщика. Голову затем помещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы.
Когда кол пронзал тело вампира, свидетели часто отмечали некие звуки, чаще всего хрипы, а также излияния темной крови. Звуки возникали обычно из-за того, что выходил остававшийся в легких воздух, но это воспринималось иначе: значит, считалось, тело живо и оно принадлежит вампиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти — как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.
Одной из особенностей «Дракулы» и залогом его успеха в викторианской Англии была его полускрытая чувственность, Дьявол-граф оказывал поразительное воздействие на те субъекты реальности, которые подпадали под его влияние, особенно на женщин. Он буквально парализовывал их своим видом и взглядом, соблазнял присоединиться к нему, разделить с ним бессмертие.
Сам по себе элемент сексуальности, присутствующий в книге, не нов. На протяжении веков страх перед вампирами и одновременно их притяжениебыли замешены на физических ощущениях.Поскольку вампиры обычно нападали на спящих в постели людей, их атаки подсознательно связывались с половым насилием. Действия такого плана, как покусывание, поцелуи и сосание груди, с самого детства тесно связаны с сексуальными переживаниями, с тем, что в сказках превратилось в понятие «зловещий поцелуй вампира». Традиционно «начинающие» вампиры выбирали первыми жертвами своих возлюбленных. И вдовцов (вдов) в первую очередь допрашивали, когда учащались случаи вампиризма.
Многих вампиров и им подобных существ нередко обвиняли в том, что от них беременеют женщины. Вера в ужасных инкубовисуккубов — мужских и женских духов, посещающих людей по ночам и заставляющих пускаться с ними в изнуряющие сексуальные игры, — была тесно связана с вампиризмом. Кровожадныеламии из древнегреческих легенд сексуально изматывали своих жертв, прежде чем выпить их кровь.

Интересное учение о вампирах было создано американской компанией по производству компьютерных игр «Уайт Вольф инкорпорейтед» для своей игры «Вампир маскарад». Вампиры здесь поделены на 13 кланов, каждый клан имеет свои особенности, и его члены обладают определенными способностями. Каждым кланом управляет допотопный человек, или один из детей Каина. По имени вождей и названы эти кланы. Вот их краткое описание.
1. Тремер. Это вампиры-колдуны, самый подозрительный клан. Они научились использовать свою кровь таким образом, чтобы увеличивать свои магические способности. Обладают невероятным могуществом: от простого их прикосновения вскипает кровь человека, а после совершения определенного магического ритуала могут без опаски разгуливать на солнце и даже загорать. Их сила такова, что они сами превращают себя в вампиров, то есть другие вампиры не могут воздействовать на них.
2. Тореадор. Вампиры-художники. Их цель — создавать и защищать искусство. Они красивы собой и, возможно, больше всего связаны с человечеством.
3. Венче. Вампиры-политики. Всегда стремятся руководить и пытаются контролировать все вокруг.
4. Бруха. Это дерзкие вампиры. Кроме крови, обожают свободу и удовольствия. Обычно ездят на велосипедах и носят кожаную одежду.
5. Малкавиан. Сумасшедшие вампиры. Они верят, что только через сумасшествие можно достичь истины и просвещения. Они забавны и часто заводят друзей. Может быть, это совсем не такие уж сумасшедшие, какими хотят казаться.
6. Гангрел. Вампиры, склонные к трансформации. Обладают способностью изменять различные органы или превращаться в животных, чаще всего в огромных летучих мышей или волков. Эти вампиры имеют самые тесные связи с миром зверей. Например, они умеют разговаривать с животными.
7. Носферату. Деформированные, лысые, ужасно страшные вампиры. Всегда держатся в тени и живут в сточных трубах. Это вампиры-шпионы, ловкие и хитрые, их трудно обнаружить. Они безжалостные, но все же эмоциональные.
8. Лазомбра. Эти вампиры обладают способностью манипулировать тенями. Очень сильные, и многие их боятся.
9. Тзимиск. Физические тела этих вампиров непостоянны, они постоянно видоизменяются. Почти всегда превращаются в забавных странных существ. Рассудок их неустойчив, но они целеустремленны.
10. Равное. Безжалостные вампиры. Они преуспевают в злодеяниях и обычно являются спутниками язычников, сатанистов, всего того, что связано со злом.
11. Джованни. Самые могущественные вампиры. Умны, находчивы, безжалостны и хитры. О них мало что известно.
12. Салубри. Вампиры-целители. У них третий глаз на лбу. Пьют кровь только тех, кто сам добровольно разрешает им сделать это. Они верят в Божество. Согласно легенде, сам Тремер выпил кровь Салубри и превратился в вампира. Эти вампиры твердо верят в Голконду (или рай вампира), где они не испытывают больше жажды крови.
13. Самеди. Вампиры, склонные к еще более сильным трансформациям, чем Носферату, потому что не просто видоизменяются, они разлагаются. Их тела не перестают гнить даже тогда, когда они становятся вампирами. Они разлагают все, к чему прикасаются. Предпочитают скрываться, но выходят на свет чаще, чем Носферату. Их родина — страны Карибского бассейна, в первую очередь Гаити.
Все эти вампиры образуют более крупные группы, которые объединяют по несколько кланов. Те, кто верят в маскарад (то есть в то, что вампиры и люди могут сосуществовать и что вампиры могут жить в этом мире как люди), образовали Камарилью. К Камарилье принадлежат следующие кланы Тремер, Венче, Тореадор, Бруха, Малкавиан, Носферату и Гангрел. Есть вампиры, которые ни во что не верят, никому не подчиняются и делают все, что хотят. Они образуют группу Анархистов, в нее входят члены всех кланов, которые жаждут свободы и вседозволенности. Существует еще одно верование согласно которому вампиры должны быть вампирами, то есть не скрывать от людей своей сущности. Эти вампиры убеждены, что обладают властью, и должны быть отважными. Они называют свою группу «Шабаш», к ней принадлежит клан Лазомбра, Тзимиск и вампиры других кланов, которые разделяют те же убеждения. Члены кланов Камарильи, которые захотели стать членами Шабаша или втянуты в него, известны под именем Антитрибу (или Винче-антитрибу).

Предрасположения к становлению вампиром:

Рожденный в определенное время года (новолуние, святые праздники и т.д.)
Рожденный с хвостом (врожденная аномалия), с зубами или лишними сосками.
Рожденный с избыточным волосяным покровом, красной родинкой или двумя сердцами.
Зачатый в святой праздник.
Слишком рано отнятый от материнской груди.
Вскормленный чужой грудью, после того как был отнят от материнской.
Рожденный седьмой сын седьмого отца.
Умерший не окрещенным.
Проклятый.
Мать не ела достаточное количество соли во время беременности.
Мать видела вампира, будучи беременной.


Действия и события, которые могут привести к превращению в вампира:

В результате колдовства.
Совершения самоубийства.
Съесть животное, убитое волком.
Безнравственная и грешная жизнь.
Измена вере (для священников).


События происшедшие после смерти, которые могут привести к превращению в вампира:

Смерть в руках вампира.
Животное, перепрыгнувшее через труп или гроб.
Постоянная тень на трупе.
Не захороненный труп или неподобающие похороны.
Смерть в результате насилия или убийства.
Не отмщенное убийство.
Труп, оставленный без внимания.
Смерть в результате несчастного случая на воде (утопленник).
Обкраденный труп.

Похороненный лицом вниз.

Добавлено (07.12.10, 18:49)
---------------------------------------------
Валькирии - (ед. ч. - др.-исл. valkyrja, букв. «выбирающая мёртвых, убитых»),прекрасные девы-воительницы, исполняющие волюОдинаи являющиеся его спутницами. Они невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому. кому присуждают ее боги, а потом уносят погибших воинов в Валгалу, замок внебесном Асгарде, и там прислуживают им за столом. Сказания называют и небесных валькирий, которые определяют судьбу каждого человека.
В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») даётся перечень Валькирий (повторенный «Младшей Эддой»), некоторые их имена расшифровываются (Хильд - «битва», Херфьётур - «путы войска», Хлёкк - «шум битвы», Труд - «сила», Христ - «потрясающая», Мист - «туманная»), другие - Скеггьёльд, Скёгуль, Гель (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв - точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют категорию низших женских божеств - дис.
В героических песнях «Старшей Эдды» Валькирии приобретают черты женщин-богатырок. Валькирии фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельги и Вёлунда. Валькирию Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с героиней популярного сюжета герм. эпоса о нибелунгах - Брюнхильд, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).
В исландской «Саге о Ньяле» сохранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дёрруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами,
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Добавлено (07.12.10, 18:49)
---------------------------------------------
Домовой - в славянской мифологии домовые духи. В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити"
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, <

Сообщение отредактировал GraF_ZM_Nation - Вт, 07.12.10, 18:44
Форум » Сайт » Общение » Мистика » Бестиарий ([БИБЛИОТЕКА МИСТИКА])
Поиск: